В январе бывает так: важные проекты прошлого года завершены, цели поставлены, пора двигаться вперед, но… с чего начать? За что схватиться? И мы проводим первый месяц года, раскачиваясь, включаясь и вспоминая веселые вечеринки.
Это — одна из форм прокрастинации. Возможно, самая болезненная, потому что вы на самом деле мотивированы на выполнение работы, но не знаете, что делать и как достичь результатов. Давайте с этим бороться.
Шаг 1. Заводим будильник
Когда вы не можете дать себе определенного ответа на вопрос, что делать прямо сейчас, нужно окинуть взглядом работу в целом и продумать долгосрочную стратегию.
30 минут на планирование вместо 30-ти дней на прокрастинацию. — Источник
Сначала вам может показаться, что вся затея — просто ужасная трата времени. Первые пятнадцать минут вы можете сидеть, не написав ни слова, и думать, что сочиняете себе проблемы, растрачивая то время, которое могли бы потратить на реально существующую работу.
На самом деле, как ни одна привычка не приживется без сильной мотивации, так и ни одна работа не будет выполнена без четкого плана.
Шаг 2. Смотрим сверху
Проще всего начать планировать, если посмотреть на ситуацию сверху. Для чего вы хотите достигнуть этой цели? В чем, по-вашему, будет выражаться успешное ее достижение? Между вашим нынешним положением и любой поставленной целью существует оптимальный путь к ее достижению, который вы найдете только тогда, когда вам полностью ясна поставленная задача.
Начните себе представлять, как может выглядеть этот путь. Поднимитесь над своим шаблонным восприятием и представьте, как кто-то другой идет к успеху. Какие главные сигнальные вехи встречаются на этом пути?
Шаг 3. Записываем
Возьмите альбомный лист и разверните его к себе широкой стороной. С правого края напишите конечную цель или несколько целей. Если она пока не ясна, напишите все, что пришло вам в голову. Начиная от правого края, запишите сигнальные вехи в хронологическом порядке так, чтобы то, что должно случиться раньше, было ближе к левому краю. И наконец, на левой стороне листа составьте список дел, к которым надо приступить немедленно. Напишите все, что возможно сделать для осуществления этого плана, невзирая на то, будет ли то или иное задание наилучшим из возможных вариантов.
Пишите все, что приходит в голову, не оценивая и не пугаясь масштабности задач. — Источник
Посвятите этому занятию двадцать минут. Возможно, вы затопите лист потоком идей и ваша рука не будет успевать записывать все, что приходит в голову. Такое воодушевление наступает, если прежде вы были не в состоянии принять какое-либо решение и не понимали, что делать дальше. В другое время у вас может не родиться никаких идей.
Просто заполняйте пустое пространство листа мыслями, которые приходят на ум. Если вы работаете над списком неотложных дел или обдумываете, как лучше сформулировать поставленную цель, не сидите над каждым пунктом долго, просто пишите.
Шаг 4. Находим главное, отсекаем лишнее
Сейчас перед вами карта с беспорядочным изображением возможных путей к достижению целей. Последние десять минут сессии потратьте на чтение всего, что вы написали; постарайтесь увидеть цепочки, которые ведут от левого края листа к правому. Какой цели вам больше всего хочется достичь? Какие вехи на этом пути кажутся наиболее важными? Что из списка неотложных дел вы способны сейчас выполнить наилучшим образом?
На этой стадии вы можете начать вычеркивать ненужное. Вы дали мозгу возможность высвободить все идеи и замыслы, которые ждали своего часа, и теперь имеете право творить суд. Цель этого процесса — не найти тот единственный путь, который приведет вас к успеху, она скорее заключается в осознании того, что вам по определению не подходит.
30-минутное планирование каждый раз, когда наваливается ступор, вырвет вас из болота, поможет взглянуть на ситуацию со стороны и даст новый импульс развитию — чтобы старт года был активным и стремительным.
По материалам книги «Супермен по привычке»
Обложка поста — unsplash.com