Представьте скальную стену высотой с двухэтажный дом. Наверху выступает метровый козырек, а над ним — еще один вертикальный участок, ведущий наконец к вершине. И есть только одно углубление, куда поместится один палец руки…
Восходители называют такие трассы проблемами, а самую сложную часть маршрута — ключом. Сюда не подняться с помощью одной только силы или целеустремленности. Вам нужно решить загадку ключа.
Как и скалолазы, любой человек и организация сталкиваются как с возможностями, так и с препятствиями на пути развития. Да, нам всем нужны мотивация, стремление и сила. Но не только. Эта книга поможет развить ощущение ключа, или сути проблемы: того места, где воздействие имеет наибольшие шансы преодолеть наиболее критические препятствия.
Ключ в стратегии
Есть проблема? Размышляйте о ней, словно вы уцепились на верхушке скалы одним пальцем и кончиком левой ноги. Как отпустить эту зацепку и сделать выпад рукой к вершине? Прежде чем сражаться с проблемой, нужно понять ее природу. Начинайте не с целей, а с понимания проблемы и определения ключа — ее сути.
Искусство стратегии в том, чтобы определить ключевое затруднение и увидеть способ его преодоления. Соберите в одном месте знания, умения и энергию — и наведите на выбранную цель.
- Если энергии мало — ничего не происходит.
- Если ее много, но она распределена по разным целям — ничего не происходит.
- Если она сфокусирована на неправильной цели — ничего не происходит.
- Когда много энергии сосредоточено на нужной цели — происходит всё.
От «Эврика!» до «Ой-ой-ой»
Прозрение не случается автоматически по нашему зову. Гарантировать его нельзя, но помочь ему можно.
Здесь помогают опыт ощущения пробуксовки и смена точки зрения. Изучение обширного массива прошлых стратегий. А еще поиск в правильных местах: в пока не подвергнутых сомнению предположениях о том, как все работает, в асимметрии между интересами и ресурсами, а также привычках и инерции других людей.
Когда руководители Kmart впервые поняли, что Walmart — не просто сельская сеть, а конкурент, подрывающий весь их подход к бизнесу, они вовсе не испытали радости от такого открытия.
Превосходя ожидания
Как бы CEO ни стремились к повышению цен на акции своих компаний, связь между ростом корпорации и ростом цен на акции нельзя назвать ни простой, ни прямой. Автор книги Ричард Румельт на своих курсах MBA предложил студентам: «Я буду прогнозировать вашу успеваемость на основе ваших предыдущих оценок по другим курсам. Затем я стану выставлять оценки в зависимости от того, будут ваши результаты лучше или хуже прогнозов».
Тогда Румельт ответил: «А ведь именно так фондовый рынок оценивает CEO: не по тому, как хорошо они работают, а по тому, насколько они превосходят ожидания наблюдателей».
Найти свой ключ
Углубляясь в задачу, стратег ищет ключ — ту проблему, которая одновременно и критична, и поддается решению. Такое сужение — источник большей части силы стратега, поскольку краеугольным камнем стратегии становится фокусирование.
Что еще в книге:
- вы узнаете, что такое стратегия, а что ею не является;
- познакомитесь с методами диагностики проблем при разработке стратегии;
- сможете оценить эффективность собственной действующей стратегии или создать новую;
- найдете разбор практических кейсов и стратегических решений таких компаний, как SpaceX, Netflix, Marvel, Amazon, Apple и других;
- узнаете, что такое «корявые» проблемы, и как их решать.
Чтобы справиться с комплексом проблем, полезно найти свой ключ. Самое сложное место, пройдя которое, вы получите наибольшую пользу. Книга «Взлом стратегии» поможет вам в этом.