Перемены пугают. Как строить планы? Как управлять компанией? Как действовать быстро и эффективно? Самое время изучать науку о переменах.
Преподаватель Гарвардского университета Джон Коттер и его коллеги 50 лет исследовали организации. Они выясняли, что помогает компаниям успешно меняться. А затем превратили выводы в учебные пособия. Люди, применявшие их, говорили: «То, чего нам удалось добиться, многие сочли бы невероятным еще два-три года назад».
В книге «Стратегии перемен» — практичные советы, которые помогут внедрить в ДНК вашей компании способность меняться.
Новая нормальность
Когда Коттер писал книгу, мир переживал пандемию. Казалось, это экстраординарный всплеск неопределенности. Но сегодня перед нами еще более масштабный вызов. И он точно не последний.
Перемены активируют в людях канал выживания — сигнальную систему, которая ищет угрозы и реагирует на них. Она полезна, если включается время от времени. Но если трезвонит постоянно (как сейчас), мы то чувствуем себя на взводе, то впадаем в апатию. Так происходит и с людьми, и с целыми компаниями.
Но есть и другая система — канал процветания. Этот «радар» вместо угроз выискивает возможности. Активация канала процветания сопровождается страстью и волнением. Поле зрения увеличивается, мы чувствуем любопытство и хотим действовать.
Больше лидерства, больше лидеров
В большинстве организаций планы реализуются каскадами: сверху вниз. Вдохновляющую картину будущего видит лишь группа топ-менеджеров. Остальные чувствуют страх неизвестности. Их канал процветания отключен. Поэтому перемены либо идут слишком медленно, либо вообще затухают.
Чтобы успешно меняться, вам нужна большая группа увлеченных людей, острых умов, внимательных глаз и активных «радаров», выискивающих возможности. Ими могут стать сотрудники, представляющие все отделы компании.
Как активировать канал процветания
Если канал процветания недостаточно активен, чаще думайте о перспективах, которые увлекательны, реалистичны и важны лично для вас. О том же стоит говорить и с коллегами. Обсуждайте возможности, а не проблемы.
Какие трудности стоят перед организацией? Чего она сможет добиться, если внедрит инновации и начнет действовать иначе? Какие потребности клиентов, сотрудников, поставщиков, акционеров или общества не удовлетворяются и что вы получите, если удовлетворите их?
Найдите сотрудников, готовых действовать. Вместо того чтобы убеждать пессимистов, начните с той точки, где энергия уже есть, и позвольте ей нарастать. Поощряйте лидерские действия от кого угодно — даже от тех сотрудников, кто раньше не был на хорошем счету.
Что еще
Бенджамин Франклин говорил: «Переставая меняться, вы перестаете жить». С каждым годом его слова становятся все актуальнее. Подход, описанный в книге, основан на достижениях нейробиологии и изучении человеческой природы, а также на понимании структуры современной организации и барьеров, возводимых ею перед изменениями.
Вот что вас ждет:
- Истории компаний, которые внедряли стратегии и преодолевали кризисы за 90 дней
- Как действовать в эпоху быстрых перемен
- Как смягчить реакцию выживания
- Цифровая трансформация, которая по-настоящему преображает
- Почему agile не работает и как это исправить
- Общественные инициативы, которые могут помочь миллиардам людей
Нынешний кризис — всего лишь экстремальный пример растущей неуверенности в будущем. Мы сталкивались с ней раньше и будем сталкиваться еще. Наука о переменах помогает справиться. И если начать сейчас, можно получить поистине ошеломляющий результат.
По материалам книги «Стратегии перемен»
P.S. Хотите первыми узнавать о новых книгах и получать приятные скидки? Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю выбираем полезные отрывки, советы и лайфхаки — и отправляем вам.