Формула менеджмента
«Держись за удочку!», или Как действуют лидеры
12 апреля 528 просмотров
Формула менеджмента
«Держись за удочку!», или Как действуют лидеры
12 апреля 528 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Как в нас появляется то, что впоследствии помогает достигать самых невероятных целей? Можно попытаться ответить на этот вопрос, прочитав биографии известных лидеров и предпринимателей. Как они работали со своими ошибками? Как преодолевали трудности? Универсального рецепта нет, каждая история — уникальна. Но каждая добавляет нам крупицу драгоценного опыта.

Держись за удочку!

Джон Чемберс — бывший руководитель и почетный председатель правления Cisco, компании, которая за несколько десятилетий его работы выросла до самой дорогой компании в мире и лидера отрасли.

Я никогда не забуду день, когда едва не утонул. Мне тогда было около шести лет, и отец взял меня на рыбалку. Поскользнувшись на камне, я упал в реку. Меня подхватило течение и потянуло на стремнину. В тот момент я слышал крики отца: «Держись за удочку!» Каждый раз, когда я выныривал на поверхность, разбрызгивая воду, я видел, как отец бежит рядом со мной вдоль берега, повторяя все те же слова: «Держись за удочку!»

Стараясь не разочаровывать его, я еще крепче хватался за удочку и думал только о ней. В конце концов мы добрались до места, где отцу удалось подплыть и вытащить меня из воды. Несколько минут мы сидели и говорили о происшедшем. Отец был замечательным учителем: он всегда объяснял причины своих действий. Он не ругал меня за то, что я слишком близко подошел к краю и сорвался. Всякое бывает.

Отец хотел, чтобы я понял, почему было так важно держаться за удочку. Он сказал, что, сосредоточив внимание на удочке, я меньше паниковал и не пытался подплыть к берегу — ведь это худшее, что можно сделать в подобной ситуации. Оказавшись в воде, лучше плыть по течению и искать возможность выбраться. Но я был слишком мал, чтобы справиться самостоятельно, и отец поддерживал меня, пока искал подходящее место, чтобы спасти меня.

Избавиться от страха невозможно, но можно научиться управлять им.


Джон Чемберс. Источник

Джон Чемберс о кризисах

От того, насколько быстро вы придете в себя и преодолеете кризис (а я считаю, что у вас нет иного выхода, кроме как встретить его лицом к лицу), зависит, сломает он вас или сделает сильнее. По собственному опыту знаю, что у большинства проблем не бывает простых решений, а порой решения нет совсем.

Одна из самых больших ошибок, которую мы все — как бизнес-лидеры, так и обычные люди — совершаем, состоит в том, что мы воспринимаем каждый кризис слишком лично. Столкнувшись с внезапными изменениями в судьбе, мы ставим себя в центр событий. Эти мысли вызывают целую гамму эмоций, от гнева и отрицания до отчаянного стремления что-либо предпринять, чтобы все изменить.

Вряд ли кому-нибудь нужно объяснять, что негодование, уход от реальности и импульсивные действия редко приводят к благоприятному исходу. Тем не менее большинство людей не осознают, что реагируют именно так. Одни с двойным усердием применяют бизнес-модель, эффективную в прошлом, не выяснив, работает ли она до сих пор. Другие начинают все уничтожать: увольнять сотрудников, менять команду руководителей, закрывать новые проекты, отказываться от услуг поставщиков, переезжать на новое место и разрушать бизнес только потому, что настали трудные времена или что-то пошло не так.

Ситуация изменилась, и, по их мнению, им тоже нужно меняться. Такой инстинктивный порыв может быть ошибочным. Однако в разгар кризиса прежде всего следует сохранять спокойствие и объективно оценить происходящее.

Этому много лет назад меня научил отец в тот день, когда я упал в реку Элк, и этот ценный урок я помнил на протяжении всей своей карьеры. Его может усвоить каждый.

От парня из простой семьи до 46-й строчки Forbes

Рэй Далио вырос в обычной семье со средним достатком, а теперь он входит в список 100 самых влиятельных людей планеты и 100 самых богатых людей в мире. Секрет многолетней устойчивости его инвестиционной фирмы Bridgewater Associates и собственного успеха в том, что Рэй Далио в своей жизни и работе неукоснительно придерживается универсальных принципов, которые постепенно выкристаллизовались из закономерностей побед и поражений. Сила этих личных принципов такова, что они изменили всю отрасль (Далио называют «Стивом Джобсом инвестирования»).

Ценные уроки

Рэй Далио: «Где-то с восьми лет я разносил газеты, зимой расчищал соседям подъезд к дому от снега, подносил клюшки и мячи игрокам в гольф, убирал со столов и мыл посуду в местном ресторанчике, выставлял товар на полки в близлежащем супермаркете. Не помню, чтобы родители стимулировали меня зарабатывать деньги, так что не могу сказать, откуда мне пришла эта идея. Одно я знаю точно: благодаря возможности работать и самостоятельно распоряжаться пусть небольшими, но собственными деньгами в таком возрасте я получил ценные уроки, которых не дают школа и игры».

Виток за витком

Свои принципы Далио формулировал на протяжении всей жизни, совершая множество ошибок и размышляя над ними. На пути к цели его поджидали болезненные разочарования, благодаря которым он вывел принципы, позволившие избегать подобных ошибок в будущем.

Как определить свои принципы

Рэй Далио: «Наблюдая за тем, как одни и те же ситуации повторяются, я начал воспринимать реальность как удивительный вечный двигатель, когда причины становятся следствием, следствие превращается в новые причины и так далее. Я осознал, что хотя реальность и не идеальна, но именно с ней нам приходится иметь дело, а потому в случае возникновения проблем гораздо продуктивнее решать их, чем жаловаться.

Я пришел к пониманию, что мои испытания — это не что иное, как проверка моего характера и способностей. Со временем я начал восхищаться тем, что представляю собой лишь крошечную и недолговечную часть удивительной системы и что для меня весьма полезно понимать, как эффективно взаимодействовать с этой системой».

Ключ к успеху — это знание, как стремиться к большему и как достойно проигрывать. Умение проигрывать — способность усваивать уроки горьких неудач и оставаться при этом в игре.

Можно ли заменить незаменимого?

Смерть Стива Джобса в 2011 году нанесла зияющую рану одной из самых инновационных компаний в истории. Джобс был не просто легендарным основателем Apple и CEO компании — он был живым воплощением глобального мегабренда. Трудно было представить, что кто-то сможет занять его место, и уж тем более скромный и незаметный Тим Кук, которого многие считали «рабочей лошадкой» Apple.

Однако он рискнул заменить незаменимого.

И достиг больше, чем кто-либо мог вообразить.

Деловая жилка, этика и чутье

Кук не только прекрасно учился, но и преуспел вне школы. Уже в детстве у него проявилась деловая жилка. Он играл на тромбоне в школьном оркестре и часто выступал на школьных танцах, футбольных матчах, парадах и других мероприятиях, где был нужен живой оркестр. Чтобы немного подработать, после школы он разносил местную газету Press-Register, устроился в ресторан, помогал матери в аптеке.

В выпускном классе Кук нашел время и для работы над школьным альбомом, взяв на себя роль бизнес-менеджера. Его задача заключалась в том, чтобы вести бухгалтерию и привлекать рекламодателей для покрытия расходов на издание. В этом альбоме есть фотография, на которой вся издательская команда одета в одинаковые толстовки с надписью «Получил свой?» — это, вероятно, призыв к ученикам приобрести себе экземпляр. Кук — он в самом центре на первом плане — над чем-то смеется.

В альбоме указано, что в тот год был установлен рекорд по числу проданных экземпляров и заказам рекламы — разумеется, не без вклада Кука.

Несколько мест работы и управление школьным проектом уже тогда дали Куку неоценимый опыт и заложили фундамент строгой трудовой этики и тонкого делового чутья, которое он будет впоследствии развивать.

Ответственность за проблемы

2013 год начался с ложки дегтя: акции упали на 12%. Apple продолжала оставаться самой дорогой в мире компанией, и Кук хотел упрочить это положение, нацелившись на китайский рынок смартфонов — один из наиболее быстрорастущих в мире рынков. Под его руководством Apple начала делать крупные инвестиции в Китае: был открыт новый интернет-магазин, заключены договоры с китайскими транспортными компаниями, появились розничные магазины бренда.

Вскоре Apple была вынуждена принести китайским клиентам извинения из-за многомесячной критики в прессе. Речь шла о правилах предоставления гарантии. Поклонников бренда в Китае разочаровало, что в случае неисправности айфонов с действующей гарантией Apple предлагает им только ремонт, а не замену на новое или восстановленное устройство, что уже было принято на других рынках. Компанию ругали и за то, что гарантия на замену деталей составляла всего девяносто дней, а не целый год, как того требует местное законодательство.

«Мы приносим искренние извинения за это недоразумение и за беспокойство, которое мы причинили потребителям», — написал Кук в письме поклонникам Apple.

Компания изменила свою гарантийную политику. Клиентам в Китае начали менять неисправные телефоны, и Кук пообещал проинформировать местных продавцов об изменениях, чтобы избежать каких-либо разногласий по этому поводу.

Это был еще один пример того, что Кук готов извиниться и лично признать ответственность за проблемы, от которых другие — в том числе его предшественник — отказывались. Такое поведение его подчиненные восприняли как проявление лидерских качеств и образец для подражания.

Подготовлено по книгам:
— «Соединяя точки»,
— «Принципы»,
— «Тим Кук».

Похожие статьи