Бизнесхак
Штука посильнее «Фауста» Гете! Как художественные приемы помогают в бизнесе
5 апреля 395 просмотров
Бизнесхак
Штука посильнее «Фауста» Гете! Как художественные приемы помогают в бизнесе
5 апреля 395 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Добро пожаловать снова в школу! Только теперь это школа бизнеса. Не забыли, что такое гипербола, литота и метафора? Сейчас напомним и подскажем, как они могут работать в бизнесе. Эти и другие нетривиальные полезности — в книге Ивана Дьяченко «БРРР-Р-Р!!!-эффект».

Гипербола и литота

В середине 50-х, когда первые ЭВМ выполняли в секунду каких-то две-три тысячи операций, а кибернетика числилась в «продажных девках империализма», Айзек Азимов опубликовал рассказ «Все грехи мира». В нем вся (гипербола) информация мира стекалась в суперкомпьютер (гипербола), обо всем (гипербола), что происходит на планете. Азимов использовал гиперболизацию и получил основу для драматического сюжета.

Это называется «гиперболизация». Берем обычное действие, систему или ресурсы, и резко (лучше — пошагово, двигаясь кратными шагами 10-100-1000-1 000 000 раз) увеличиваем их. И наблюдаем за эффектами, которые такие преувеличения принесут.

«Гиперболизация» — это классический мыслительный прием, разновидность «игр ума». Событие, система, работа, инструмент, задача, ресурс, — да что угодно — представляется многократно увеличенным либо уменьшенным: в размере, в частоте использования, в силе.

Однако давайте смотреть глубже.

При кратном увеличении или уменьшении у системы возникают новые, так называемые эмерджентные, свойства, причем как положительные, так и отрицательные. Способность увидеть и просчитать эффект от такого кратного изменения системы — штука посильнее «Фауста» Гете.

Что можно гиперболизировать? Вы можете кратно увеличивать или преуменьшать:

— ресурс (неважно, что у вас сейчас его совсем нет);

— саму систему (команду, компанию, проект);

— рынок (число покупателей, стоимость, покупательскую способность);

— поставленную задачу (сложность, размер; качество);

— любое действие (объем его результата, силу и дальность воздействия).

Выбирайте, что вам по душе.

C помощью освобождающих вопросов кратно увеличивайте или преуменьшайте выбранный объект. Скажем, как изменится ситуация или система, какие новые возможности, идеи, ограничения или обстоятельства возникнут, если мы кратно увеличим/уменьшим в десять, сто, тысячу раз:

— инвестируемые ресурсы;

— объем продукции;

— частоту продаж;

— приоритет проекта или задачи;

— команду.

Фиксируйте именно новые, возникающие свойства и обстоятельства.

Что меняется? К каким идеям вас это подталкивает? Как бы вы справились с возникшими трудностями и ограничениями? Есть ли смысл использовать эти находки уже сейчас, когда реальной гиперболизации не происходит?

Ваша цель — найти новые решения, которые раньше скрывались за горизонтом здравого смысла.

Давайте усилим этот инструмент, применив прием РВС: размер — время — стоимость. По правилам, последовательно радикально увеличиваются (а потом и уменьшаются) параметры некоего объекта: сначала размер объекта, потом время, за которое он выполняет задачу, а затем цена, которую можно за него заплатить.

Что в этом для нас нового? РВС предлагает увеличивать и уменьшать не разом, а по шагам. Увеличить исходный размер вдвое, потом в 10 раз, потом в 100, наконец, в 1000. Потом всё то же с преуменьшением. И так все три параметра, на каждом шаге отвечая на вопрос: каким будет наш объект; каков — внимание! — новый принцип его функционирования; какие возможности это открывает?

Литота — это резкое (кратное, пошаговое) преуменьшение.

Метафора

Метафора — это «и может быть — на мой закат печальный»; и «огнём душа твоя полна», и «безымянный червь точил его сердце».

Метафора как один из самых распространенных художественных приемов — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Она возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения общих их признаков.

Как это может нам помочь решать задачи? Все просто. Мы будем не художествами заниматься, а изучать принцип действия метафорического двойника.

Создайте метафорического двойника своей системы и посмотрите, как он будет действовать.

Взгляните на свою задачу, систему, искомый результат, актора или его действия. На что это похоже? Найдите метафору, сравнение, которое чем-то напоминает ваш объект. Если не получается сразу — попробуйте переписать фокусировку. И переписывайте ее до тех пор, пока не проведете аналогию между фокусировкой и далеким по смыслу объектом или системой.

Метафоры хорошо помогают продавать продукт. Скажем, в Ford Mustang мощь автомобиля сравнивают с дикой лошадью, а грузовик с Coca-Cola ассоциируется с рождественскими праздником больше, чем другие атрибуты бренда. Хорошие метафоры помогают передавать бизнес-концепции и явления в жизни: «стратегия голубого океана», «черный лебедь», «состояние потока».

В этой работе равно хорошо помогают как абстрагирование — последовательное исключение деталей из фокусировки, — так и усиление фокусировки на деталях, то есть насыщение текста подробностями.

Поймали метафору? Последовательно задаем себе вопросы:

  • Откуда возникла эта метафора? Что именно похоже в вашей фокусировке и метафорическом объекте: принцип действия? внешнее сходство? общие угрозы? общие выгоды?

Открытие нового офиса — как прыжок со скалы в неведомые воды.

Как устроен метафорический объект, его структура? Постарайтесь дать предельно подробное описание. Вы подходите к краю скалы, вам страшно, особый страх вызывает незнание дна и глубины. Прыжок необратим во времени — назад вернуться не получится. Сейчас вы сухой, но промокнете — изменится состояние. Есть люди, которые против прыжка, — придется их успокоить или проигнорировать их тревогу (и то, и другое хлопотно, отвлекает). Прыгнув, вы станете уважать себя больше, и вам будет о чем рассказать друзьям.

  • Как бы вы действовали в метафорической ситуации, чтобы:

— извлечь из нее максимум: снимали бы прыжок на видео? включили бы музыку? прыгнули бы компанией? повесили бы action-камеру на лоб?

— снизить риски: изучили бы рельеф дна заранее? (коварно) предложили бы кому-то прыгнуть перед вами? сделали несколько глубоких вдохов, чтобы насытить кровь кислородом?

  • Вернемся к нашим баранам (это не метафора, это фразеологизм). Какие корреляции видятся между структурой метафорической ситуации и реальной? Что можно «перенести» в реальный мир из мира метафоры?

Примеры. Запустить пилотный проект? Открыть не полноценное представительство, а офис? Сделать это с партнером? Выслушать критиков, составить карту рисков? Набрать резервные ресурсы? Запустить информационный проект о том, как это делается?

Джордж Лакофф, американский лингвист и профессор когнитивной лингвистики Калифорнийского университета в Беркли, считает: большая часть понятийной системы человека сконструирована метафорами.

Метафоры — не украшение языка, а средство познания действительности и инструмент концептуализации опыта и речевой деятельности человека.

Наши ассоциации гораздо более глубоки, чем кажутся. Когда ум предлагает метафору — за ней стоит нечто большее, чем просто внешнее сходство двух объектов. Расшифруйте метафору — и получите сет подсказок для совершенствования вашей системы.

Из книги «БРРР-Р-Р!!!-эффект».

Рубрика
Бизнесхак

Похожие статьи