Первая волна искусственного интеллекта начала подниматься почти 15 лет назад и набрала полную силу около 2012 года. ИИ интернета — это в основном рекомендательные алгоритмы: они изучают наши личные предпочтения, а затем предлагают контент, подобранный специально для нас. Эффективность этих механизмов зависит от данных, к которым у них есть доступ. Роберт Мерсер, основатель Cambridge Analytica, сказал: «Хорошие данные — это очень много данных».
Первая волна ИИ породила интернет-компании совершенно нового типа. Об одной из них — Toutiao — расскажем в этом материале, подготовленном по книге «Сверхдержавы искусственного интеллекта».
«Сегодняшние заголовки»
В Китае лидером среди таких компаний является Jinri Toutiao (что означает «Сегодняшние заголовки»). Основанную в 2012 году Tou Tiao иногда называют китайским BuzzFeed, потому что оба сайта служат агрегаторами, преподносящими пользователю «оптимизированные» под его интересы новости.
Но на «оптимизации» под индивидуального пользователя сходство и заканчивается. В BuzzFeed штат молодых редакторов ловко готовит оригинальный контент.
Механизмы ИИ Toutiao ищут в интернете контент, используя инструменты обработки естественного языка и компьютерного зрения для анализа материалов широкой сети партнерских сайтов и утвержденных источников. Затем они, опираясь на прошлое поведение своих пользователей — их клики, данные о прочтении, мнения, комментарии, и так далее, — создают персонализированные новости, соответствующие интересам каждого человека.
Алгоритмы приложения даже меняют заголовки, чтобы увеличить число кликов. И чем больше этих кликов, с тем большей точностью Toutiao будет предлагать им контент, который они хотели бы увидеть. Эта положительная обратная связь позволила создать одну из самых востребованных платформ контента в интернете, в приложении которой пользователи проводят в среднем по 74 минуты в день.
Репортер-робот и битва алгоритмов
Toutiao использует машинное обучение не только для сбора контента, но и для создания статей и контроля над их содержанием. Во время летних Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро эта компания вместе с Пекинским университетом работала над созданием «журналиста», который мог бы писать короткие заметки об итогах спортивных событий за несколько минут после их завершения.
Статьи получались не совсем «художественными», но скорость была невероятной: по окончании некоторых соревнований «репортер» выпускал короткие резюме в течение двух секунд и «охватывал» более 30 спортивных событий в день.
Алгоритмы также используются для выявления сфабрикованных новостей. Первоначально читатели обнаруживали вводящие в заблуждение тексты и сообщали о них — это была, по существу, бесплатная разметка данных. Затем Toutiao использовала эти помеченные данные, чтобы научить алгоритм самостоятельно распознавать фальшивые новости.
А затем она пошла настолько далеко, что даже научила отдельный алгоритм такие новости создавать. Далее оба алгоритма заставили соревноваться в том, чтобы обмануть друг друга.
Деньги
Основанный на ИИ подход к контенту принес компании огромную прибыль. К концу 2017 года Toutiao уже оценивалась в 20 млрд долларов и вышла на новый круг финансирования, после которого ее оценка может превысить 30 млрд долларов. Для сравнения, BuzzFeed стоит 1,7 млрд.
Компания прилагает много усилий, чтобы выйти на зарубежные рынки. После предпринятой в 2016 году неудачной попытки купить Reddit, популярный в США сайт-агрегатор, в 2017 году Toutiao прибрала к рукам французский агрегатор новостей и Musical.ly — китайское приложение для караоке, безумно популярное у американских подростков.
Успех Toutiao наглядно демонстрирует достижения Китая в области ИИ интернета. Имея аудиторию из более чем 700 млн интернет-пользователей, говорящих на одном языке, интернет-гиганты Китая зарабатывают огромные деньги на оптимизации онлайн-услуг с помощью ИИ. И прибыль этих интернет-компаний многократно возрастет, когда они научатся еще лучше и дольше удерживать наше внимание и собирать наши клики.
По книге «Сверхдержавы искусственного интеллекта».