МИФ работает удаленно уже 15 лет. В конце марта мы решили поделиться своим опытом и провели 5 вебинаров, где рассказали, как эффективно организовать удаленку. Теперь публикуем некоторые советы в блоге. В предыдущих материалах говорили про личную эффективность, работу с командой и работу из дома с детьми. А сегодня от партнера и содиректора МИФа Артёма Степанова узнаем, как вести бизнес на удаленке.
Про управление и коммуникацию
В МИФе командная модель управления. Мы пришли к этому интуитивно, а подтверждение нашли в книге Ицхака Адизеса «Идеальный руководитель». Автор говорит, что идеального руководителя не существует — компетенции, которыми он должен обладать, не поместятся в одном человеке.
Руководство в МИФе осуществляют три содиректора. Каждый из них достаточно автономен в области, за которую отвечает, но обмен информацией происходит постоянно. Первый инструмент взаимодействия — еженедельные встречи для решения операционных вопросов и обмена новостями. Второй — встречи раз в два месяца: там можно посмотреть на бизнес в целом, решить важные вопросы и неформально пообщаться. Раньше они проходили в офлайне, а сейчас перешли в онлайн. Чтобы всегда быть на связи, есть чат в Телеграме. Работа — это в том числе и стресс, поэтому содиректора регулярно созваниваются, чтобы поддержать друг друга. Все это помогает быть на одной волне и информационно, и эмоционально.
Три содиректора МИФа: Дмитрий Утробин, Юлия Баяндина, Артём Степанов
В МИФе почти нет руководителей среднего звена, зато много (уже 50) функциональных и кросс-функциональных команд. Руководители принимают участие в их работе.
Про встречи и материалы
Пульс МИФа — регулярные встречи. Это рабочие встречи всех 50 команд; демо проектов и направлений (редакций, интернет-магазина, курсов) — там подводятся итоги работы, происходит обмен выводами; встречи в формате «руководитель — сотрудник».
Онлайн-встречи похожи на совещания в офисе. Для каждой в календаре «прошита» ссылка на презентацию с повесткой, материалами к обсуждению и протоколом решений. Получается предельно прозрачная и понятная система.
Вот как это выглядит: слева — презентация, которая подготовлена заранее, справа — команда
Все необходимые для работы команд материалы мы храним в облаке, чтобы доступ к ним был из любой точки. Сегодня много общедоступных решений, вот та основа, которую мы используем:
- G Suite: почта, календарь документы, таблицы, презентации
- Miro: доски для визуализации проектов и процессов
- Dropbox: хранение файлов
- 1С: бухгалтерия и документооборот
— Посмотрите: все очень понятное, известное, простое — никакой ядерной физики, — говорит Артём Степанов. — Поэтому если вам экстренно нужно переходить в онлайн, почти все инструменты для небольшой команды доступны бесплатно. Запуститься можно очень быстро — в течение дня. Для крупных компаний процесс запуска будет чуть сложнее.
Про Agile
МИФу близки ценности гибких методологий. Мы адаптировали принципы Agile для себя и вот что используем сегодня:
- Всегда фокусируемся на целях
- Распределяем роли
- Работаем в кросс-функциональных командах
- Работаем короткими регулярными отрезками — спринтами
- В конце каждого спринта приносим готовый результат
- Регулярно получаем обратную связь от заказчика (четкий ритм встреч)
- Уточняем и корректируем цели в процессе работы
- Готовы к резким сменам направления
Если вам нужно быстро погрузиться в тему Agile, загляните в книгу «Scrum».
Про согласованность
Одна из самых больших проблем в удаленной работе — добиться согласованности. Для этого МИФ раз в квартал проводит стратегическое выравнивание — это встреча, где руководители рассказывают ключевые новости. А в начале года проходит презентация годовой стратегии компании и связанных с ней стратегий команд. В рамках регулярных встреч мы делимся новостями, чтобы все были в курсе происходящего.
Про контроль и культуру
Самый частый вопрос, который задают про удаленку: «Как контролировать сотрудников?». Правильный ответ связан с культурой и звучит так: «Так же, как и тех, кто работает в офисе — по результату». Если он есть, то все хорошо.
Вопрос культуры — это во многом вопрос доверия. В 2016 году мы работали с книгой «Пять пороков команды». Там есть пирамида, которая показывает, что будет, если его нет (необязательность, безразличие к коллегам и так далее).
5 пороков команды
Мы определяем культуру, которая сложилась в МИФе, так: культура высоких результатов, развития и сотрудничества. Последнее — самое главное.
Добиваться высоких результатов можно и в культуре соперничества, это широко распространено, но нам не близко. У нас все 50 команд состоят из тех, кто может чередовать свои роли, быть в нескольких проектах одновременно. Все это помогает получать высокие коллективные результаты.
Про неформальные связи
Мы уверены, что побеждают не звезды, а команды и при этом личные отношения определяют общий результат. Поэтому цель компании — максимизировать количество неформальных связей.
Вечеринка по поводу 14-летия МИФа
Для этого есть много полезных инструментов. Один из них — серия видеоинтервью АМА (ask me anything). Мы выбираем интересных людей из МИФа, сотрудники пишут вопросы, которые хотели бы им задать, затем проводится интервью, а результат рассылается по всей компании в виде видео и текста. Вот здесь можно прочитать интервью с ведущим редактором Юлией Потемкиной.
Эта статья — лишь малая часть советов из полуторачасового вебинара. Посмотрите — там действительно много полезных штук и лайфхаков. Оставляйте свою почту, и мы пришлем на него ссылку. Вы узнаете:
- Историю развития МИФа: сжато и по делу
- Как организует процесс работы содиректор МИФа
- Притчу про камни
- Что нужно, чтобы перейти на удаленку (есть чек-лист)
- Что такое 4+1, творческий отпуск и зачем сотрудникам психологи
- На ком из трех CEO лежит ответственность за решения
- Главный лайфхак руководителя распределенной команды за 15 лет
- Как компания переходила на Agile
Скоро опубликуем последнюю статью с советами из пятого вебинара. Следите за новостями блога:)
Обложка поста — содиректор МИФа Артём Степанов на дне рождения издательства