Перед вами стоит задача — сделать правильный выбор.
Интуиция и эмоции сами придут к вам на помощь в качестве первых помощников. Если вы позволите им вам помочь — вы пропали.
Почему нельзя доверять интуиции
Интуиция — это первый помощник, но и первый враг принятия решений. Она помогает только в тех областях, которыми вы хорошо владеете.
Она идеально работает в хорошо знакомом окружении, где вы совершаете многоразовые повторения и быстро получаете обратную связь. В той области, где вы потратили десятки тысяч часов, интуиция вам поможет.
Но если вы принимаете решение в малознакомой области — про интуицию забудьте.
Дистанцируйтесь перед решением
Каждый хороший продавец знает о главной точке «G» покупателя. Эта точка — эмоции.
Например, вы приходите в автосалон, чтобы присмотреть себе машину. Вы только изучаете рынок и выбираете марку автомобиля.
Хороший продавец сделает все, чтобы вы купили машину сегодня же. Он даст вам возможность почувствовать себя на водительском сидении, услышать запах нового авто. Уговорит на тест-драйв. Устроит шоу, где вы почувствуете, что эта исключительная, ограниченная возможность купить автомобиль сейчас. Сию же минуту.
Такая стратегия кажется очень навязчивой, но она реально работает. Продавец отключает ваш мозг и включает чувства. А чувства — враг отличных решений.
Вспомните, сколько вы совершили импульсивных покупок в жизни?
Когда вспоминают о худших решениях, рассказывают, что были во власти сиюминутных эмоций.
Две самые пакостные эмоции
Эти эмоции сложно заметить.
Первая, которая приходит в то время, когда перед нами стоит выбор — это эмоция привязанности.
Мы склонны выбирать то, с чем знакомы. То, что видели неоднократно.
Чип Хиз и Дэн Хиз в книге «Ловушки мышления» рассказывают о захватывающем эксперименте, в котором психологи изучали реакции людей на свои собственные лица. Эксперты показывали каждому испытуемому две фотографии. На первой были изображены лица людей, как их видят окружающие, на второй — как они видели сами себя. Участники эксперимента выбирали зеркальные фотографии, а их близкие — реальные изображения.
Зеркальное отражение нам нравится больше, чем настоящее лицо, потому что мы видим его чаще.
Но эмоция «привязанности к знакомому» мешает принимать правильные решения, потому что скрывает истину. Не все, что нам знакомо, хорошо для нас.
Мы привыкаем ко множеству истин. Многие из них верные и правильные. Но некоторые только кажутся правдой, потому что мы привыкли к ним.
Вторая эмоция, которая мешает сделать нам правильный выбор, — страх потери.
Мы мгновенно настраиваем себя на потери на эмоциональном уровне. Этот момент тоже очень сложно отследить. Страх неизведанного и ощущение незнакомого сильно влияют на принятие решений.
Правило 10/10/10
То, что чувствуем сейчас, кажется сильным и острым, а будущее видится в тумане. Сместите свой внутренний прожектор с настоящего времени в будущее. Посмотрите на свои эмоции и проблему в истинном свете.
Первый способ побороть сиюминутные эмоции — это ответить на 3 вопроса:
Что я буду думать об этом решении через 10 минут?
Что я буду думать об этом решении через 10 месяцев?
Что я буду думать об этом решении через 10 лет?
Очень изящный способ выровнять эмоциональное поле. Ответы на эти вопросы не гарантируют, что ваше решение правильное. Они гарантируют, что сиюминутная эмоция — просто нервозность и дают возможность трезво оценивать ситуацию.
Дайте совет лучшему другу
Чем больше расстояние между вами и выбором, тем проще принимать решение. Отойдите от проблемы на то количество шагов, чтобы вам было комфортно.
Обычно, когда мы даем советы другим, мы действуем более рационально, мудро и безэмоционально. Мы сосредотачиваемся на более важных факторах, а не перескакиваем с одной переменной на другую под действием своих эмоций.
В следующий раз, когда перед вами будет стоять выбор, ответьте на вопрос: «Как бы я посоветовал другу поступить в этой ситуации?»
Сиюминутные эмоции позволяют нам действовать быстро, когда это необходимо. Но чаще делают нас робкими и неуверенными, загоняют нас в угол и отбивают желание действовать.
Защищайтесь от них, отходите от проблемы на несколько шагов в сторону и действуйте мудро.
По материалам книги «Ловушки мышления»
Источник обложки