Что делать, если вы оказались в ситуации, в которой сложно найти несколько разных идей? Если чувствуете, что попали «идейный» тупик, то три источника из книги «Ловушки мышления» помогут вам из него выйти.
Найдите того, кто уже решил проблему
Один из отличных способов получить несколько идей — искать того, кто уже решил вашу проблему.
Масштабы крупнейшей в мире розничной сети Walmart восхищают и ужасают одновременно. Только представьте, если разделить годовой доход компании на все население Земли, каждый человек получит 64 доллара.
Задолго до начала развития этой компании, ее основатель Сэм Уолтон держал небольшой универсальный магазин. Он постоянно бродил по округе в поисках классных идей.
Однажды, он услышал, что в одном магазине из соседнего штата используют совершенно новый подход к очереди на кассе. В магазине Сэма каждая группа товаров оплачивалась в соответствующем отделе. Это было долго и неудобно.
Уолтон тут же взял билет на автобус и через 12 часов увидел своими глазами преимущества новой модели. В сети Walmart до сих пор используется эта централизованная модель оплаты покупок, существующая и сейчас.
В течение всей своей карьеры Сэм Уолтон внимательно отслеживал хорошие идеи у своих конкурентов. Однажды, он сказал: «Почти все, что сделал, я скопировал у кого-то другого».
Всю свою карьеру Сэм задавал вопрос: «Кто еще борется с этой проблемой, и чему я могу поучиться у него?»
Передовой опыт выступает как источник вдохновения. Если вы находитесь в затруднительном положении, и вам нужны варианты выбора, поищите свежие идеи в окружающем мире.
Составьте плей-лист идей
Мы занимаемся поиском новых решений реактивно, когда перед нами стоит проблема. Наличие дилеммы побуждает к поиску.
Будет больше пользы, если вы начнете фиксировать результаты поисков сегодня, чтобы в будущем использовать их в похожих ситуациях. Превратите реактивный поиск в активный набор руководящих принципов.
Составьте плей-лист управленческих хитов. Записывайте в него суперхиты своих решений. Фиксируйте вопросы, которые требуется задать. Принципы, которым следует руководствоваться. Идеи, которые следует рассмотреть.
Этот плей-лист превращает реактивный способ «кто решил проблему» в «мы уже нашли людей, которые решили эту проблему, и вот что они сказали».
Такой способ помогает избегать ошибок и стимулирует новые идеи.
Основатели рекламной компании Дион Хьюз и Марк Джонсон снабжают своих клиентов десятками всевозможных идей в течение одной недели.
Чтобы создавать такой объем идей, они используют один и тот же плей-лист вопросов.
Один из них:”Какой вид изображений мог бы оказаться полезным внутри бренда и что мы могли бы сделать вокруг этого?«. Благодаря ему были придуманы разные классные проекты.
Рассмотрение одних и тех же вопросов из плей-листа с разными клиентами, порождает новые варианты. МНОГО новых вариантов.
Такой грубый метод воодушевляет на свежие идеи.
Плей-лист позволит руководителю быстро перебирать возможные решения проблемы.
Вспомните, какие самые распространенные типы решений применялись в вашей компании в прошлом. Составьте по ним плей-лист. Используйте свой опыт, коллег и конкурентов.
Проводите аналогии
Третий источник для поиска новых идей и решений — аналогии.
Применяя их, можно найти готовое решение проблемы в мировой копилке идей.
Когда ученые сталкиваются с проблемами в экспериментах (что бывает очень часто), они извлекают пользу из внутренней аналогии, и позволяют науке шагать вперед.
Чтобы успешно использовать аналогии, нужно уметь находить значимые характеристики текущей проблемы. Чем больше таких характеристик вы сможете найти, тем более широкий круг аналогий сможете использовать.
Когда вы застряли, используйте процесс леддеринга. Дословно его можно перевести как «подъем по лестнице», процесс нахождения связей.
Представьте, что вы находитесь на нижней ступени. Здесь вы видите ситуации похожие на ваши. Вокруг вас банальные решения проблемы.
Поднимайтесь по лестнице выше и увидите больше вариантов решений из других областей.
Чтобы убедиться, как леддеринг создает по-настоящему новые варианты, рассмотрим историю одного дизайнера.
Перед Фионой Фейрхерст стояла задача создать купальник, который помогает быстрее плавать.
Фиона использовала леддеринг.
Поиск новых идей сместился от «купальник, который повысит скорость» до «все, что быстро движется в воде».
Благодаря такому подходу, она изучила кожу акулы и определила, что ключ к скорости в воде — это шероховатость. Дизайнеры подобрали ткань для купальника, по характеристикам напоминающую акулью кожу.
Фиона поднялась еще выше по ступенькам леддеринга до «что двигается быстрее всех».
В этом купальнике рельеф тела максимально сжимался, что позволило приблизиться к форме торпеды в воде.
В итоге, в 2000 году 83% олимпийских медалей получили пловцы в этих купальниках.
Находите способы обойти узкие рамки, не ограничивайте свои варианты.
Прежде чем закончить поиск идей, посмотрите на широкий ассортимент мировых изобретений.
По материалам книги «Ловушки мышления»
Источник обложки