Наши друзья из школы продюсирования и менеджмента Full House School написали полезную статью для тех, кто хочет попробовать себя в публичных выступлениях — с подсказками и советами.
На выставках и конференциях всегда работает и выступает множество профессионалов. Чтобы вашу компанию заметили потенциальные клиенты и партнеры, ее должны представлять люди, которые хорошо справляются с публичными выступлениями.
И речь здесь идет не только о харизме и способности очаровать публику, но и об умении грамотно и понятно донести свои мысли до слушателей: презентовать проект, прочитать лекцию, дать комментарий журналистам. Рассказываем, как готовить представителей компании к выступлениям и делать это по-настоящему эффективно
Кто должен выступать?
Выступать должен тот, у кого есть знания по теме и он хорошо в ней ориентируется. Чтобы все получилось, лучше, если человек любит выступать перед публикой. Или как минимум не считает это бесполезной нагрузкой, которую ему приходится делать вдобавок к основной работе.
Если есть выбор между информированным сотрудником, но который не хочет быть «говорящей головой», и чуть менее знающим, но с горящими глазами — выбирайте второго. Плохим выступлением и отсутствием инициативы можно принести имиджу компании больше вреда, чем пользы. А пробелы в знаниях легко устраняются через пару часов подготовки — с тем же сотрудником-докой.
Как готовиться?
Итак, свершилось: вы собираетесь представлять компанию — на выставке или конференции, все равно. Что делать, куда бежать? Чтобы выступить успешно, нужно сделать вот что.
Изучаем тему
Соберите и изучите материалы по теме. Готовьтесь, даже если знаете все от А до Я и и готовы делиться на память вчерашней статистикой. Головы слушателей нужно щадить и передавать им лишь главное. Детали не нужны.
Используем принципы педагогического дизайна
Ваша цель — верно донести информацию, быть понятым. А в идеале — чтобы слушатели запомнили, что вы сказали. Любопытно, что любое выступление по структуре и цели аналогично лекции в вузе или школьному уроку. Поэтому тут придут на помощь принципы педагогического дизайна. Также нужно заранее выяснить уровень подготовки аудитории: это снимет вопросы о том, какие факты выбрать для выступления и, например, использовать ли профессиональную лексику.
Готовим презентацию
Когда структура выстроена, пора делать презентацию. Советуем избегать типичных ошибок вроде кричащих цветов, длинных текстов, нечитаемых и мелких шрифтов — не нужно перегружать презентацию «визуалом», чтобы не отвлекать аудиторию от вашей речи.
Репетируем
Репетиция — обязательно. Так вы будете увереннее в себе и поймете, кстати, что очень важно, вписывается ли ваша речь в тайминг. Не стоит надеяться на находчивость и импровизацию, даже если у вас есть опыт публичных выступлений. Отсутствие подготовки равно провалу.
Как выступать?
А вот несколько советов, которые пригодятся, когда вы выйдете на сцену.
Будьте честны
Это, пожалуйста, главное. Спикер должен быть честным и открытым. Есть такой прием: признаться аудитории в своем волнении — так вы разделите эмоцию с другими и напряжение спадет. Если вы ошиблись или оговорились, не зацикливайтесь или переведите в шутку — тогда у вас будет меньше шансов ее повторить или скомкать остаток выступления.
Смотрим в глаза
Не избегайте зрительного контакта. Перед вами — люди, смотрите на них. Меняйте угол зрения, чтобы во всех частях зала люди чувствовали, что вы говорите именно с ними.
Отвечаем на вопросы
В конце обычно бывает самый стрессовый этап выступления — секция вопросов и ответов. Если вам приходится отвечать на негативные комментарии и каверзные вопросы, не воспринимайте их на свой счет, не обижайтесь на критику. Ваша задача — не показывать раздражения, даже если вы его испытываете. Отвечайте вежливо. Так вы скорее завоюете симпатию зала. Это спасет вас, когда вы не сможете сходу ответить на очередной «прилетевший» вопрос.
Что, если в компании нет харизматиков
Стив Джобс, Ричард Брэнсон — харизматичные лидеры, каждое публичное выступление которых работало и работает на пользу их компаниям. Да вы и сами знаете много примеров. Но не все директора и рядовые сотрудники — гении коммуникации. К счастью, если природа не дала вам ни харизмы, ни красноречия, их можно с лихвой компенсировать профессионализмом и подготовкой.
Знание темы, понимание аудитории, умение говорить внятно и честно — ключ к тому, чтобы спикера и компанию узнавали, ждали на конференциях, чтобы к нему обращались за комментариями СМИ.
Стив Джобс проводил по несколько недель за подготовкой одной презентации: его магия была совершенно рукотворной, и в ее основе лежал кропотливый труд. А уж поработать может каждый. Значит, и классно выступить — тоже.
P.S. Если хотите научиться грамотно структурировать и упаковывать информацию для публичных выступлений, создавать эффектные презентации и не бояться аудитории — приходите на интенсив «Лаборатория лекторов» в Full House School. Старт 14 августа.
Обложка поста: pexels