Я ни разу не играл в World of Warcraft. Другие компьютерные игры также обошли меня стороной — я почти всегда отдавал предпочтение книгам или встречам с друзьями. Однако опыт Джейн Макгонигал, который описан в её книге «Реальность под вопросом», помог мне по-другому посмотреть на видеоигры. Нет-нет, я вовсе не собираюсь погружаться во вселенную World of Warcraft, но считаю, что некоторые элементы игры заслуживают внимания.
Выбрал для вас несколько моментов, которые рассказывают о притягательности World of Warcraft, а также подсказывают, как принципы игры можно применить на рабочем месте.
Популярность World of Warcraft
В совокупности геймеры потратили на игру World of Warcraft (WoW) 5,93 миллиона лет. Ни одна компьютерная игра не принесла так много денег и не обеспечила занятость такого большого количества игроков в течение столь длительного периода. Каждый игрок WoW проводит в виртуальном мире в среднем от 17 до 22 часов в неделю — больше, чем в любой другой компьютерной игре.
Чем же объясняется беспрецедентный успех игры World of Warcraft? В большей степени, чем что-либо, его причиной можно считать чувство «благословенной продуктивности», которое вызывает игра. Это чувство полного погружения в работу, дающую немедленные и очевидные результаты. Чем они четче и чем быстрее мы их достигаем, тем острее испытываем чувство благословенной продуктивности. Ни одна игра не доставляет такого сильного удовольствия от выполненной работы, как WoW.
Самосовершенствование
В World of Warcraft ваша основная задача — самосовершенствование, то есть работа, которую почти все мы считаем притягательной. У вас есть персонаж, и ваша цель — сделать его лучше, получив больше опыта, способностей, навыков, таланта, а также лучшие доспехи и репутацию.
Каждое из этих поддающихся улучшению качеств отображается в профиле персонажа наряду с количеством очков. Чем больше очков вы получаете, тем выше ваш уровень, а чем выше уровень, тем труднее и интереснее будет дальнейшая работа. Этот процесс называется повышением уровня.
Чем сложнее работа, тем сильнее вы заинтересованы в ее выполнении и тем больше очков зарабатываете… Так формируется добродетельный цикл продуктивности. Как сказал ведущий исследователь виртуальных миров Эдвард Кастронова, «в World of Warcraft нулевая безработица».
Увлекательные задания
В WoW есть захватывающие задания с высокими ставками, например борьба с могущественными противниками, на которую у вас едва хватает сил. Есть также поисковая работа: вы выясняете, как передвигаться по множеству различных регионов королевства, обнаруживая при этом новых существ и исследуя незнакомые места. Есть также работа для занятости: вы изучаете виртуальную профессию, например кожевенное или кузнечное ремесло, а также собираете и комбинируете исходные материалы, которые помогают этим заниматься.
Командная работа
Большая часть работы относится к категории командной: вы можете объединяться с другими игроками в группы для участия в квестах, пройти которые в одиночку не получится. Кроме того, вы можете участвовать в рейдах из пяти, десяти или даже двадцати пяти игроков. Сотрудничество часто подразумевает стратегическую работу до начала выполнения самого задания. Вы должны определить, какую роль будет играть каждый из вас в рейде; и вам может понадобиться многократная отработка и координация действий, для того чтобы сделать все должным образом.
Работа для души
При работе с высокими ставками, поисковой работе, работе для занятости, командной и стратегической работах часы работы обязательно суммируются. В игре столько заданий, что обычный игрок за одну неделю вкладывает в нее такое же количество часов, как и при работе на условиях частичной занятости. В общей сложности среднему игроку WoW требуется 500 часов игры для прокачки персонажа до текущего максимального уровня, на котором, по словам многих игроков, только начинается настоящее развлечение. В целом это работа для души.
Ник Йи, ведущий исследователь ММО и первый человек, получивший степень доктора наук за изучение WoW, заявил о том, что на самом деле ММО — это массовые многопользовательские рабочие среды, замаскированные под игры. Как отмечает Ник Йи, «компьютеры были созданы для того, чтобы работать на нас, но видеоигры потребуют от нас работать на них». Это в самом деле так. Мы, конечно же, сами стремимся к большему объему работы. Мы хотим получить больше работы, а вернее, работы, приносящей большее удовлетворение.
World of Warcraft как рабочая среда
Работа, приносящая удовлетворение, всегда начинается с двух вещей: четкой цели и осуществимых дальнейших шагов для ее достижения. Наличие цели побуждает к действию, ведь мы знаем, что должны сделать. А дальнейшие шаги гарантируют успешное продвижение к ней.
Один из основателей позитивной психологии Мартин Селигман утверждает: «Самое важное качество человека, способствующее накоплению ресурсов, — это продуктивность труда». Главное здесь — накопление ресурсов: нам нравится продуктивная работа, потому что благодаря ей мы начинаем чувствовать, что развиваем личностные ресурсы.
Вот что необходимо, чтобы работа нас устраивала: она должна ставить перед нами четкие, быстрореализуемые цели, а также предоставлять прямую, наглядную обратную связь. Игра World of Warcraft справляется с этим блестяще, причем непрерывно. В итоге геймеры во всем мире ежедневно тратят на нее 30 миллионов часов. Вне всякого сомнения, при наличии тысяч возможных квестов, неизменно ускользающего эндгейма и сервера, World of Warcraft — одна из самых притягательных рабочих систем. Благословенная продуктивность, обеспечиваемая этой игрой, может привлечь даже тех, кто безумно любит свою реальную работу.
Играя в WoW, мы достигаем вершины блаженства благодаря собственной продуктивности, несмотря на то что работа ненастоящая. Ведь эмоциональное вознаграждение вполне реально, а для геймеров важно именно это. Так почему бы не попробовать перенести притягательные моменты WoW в реальную профессиональную жизнь?
По материалам книги «Реальность под вопросом».