Мы не устаем восхищаться прогрессом компьютерных технологий. А вот того, что при этом математика достигла гораздо большего прогресса, почти никто не заметил! Но самое поразительное — совместный эффект математики и компьютеров. Задачи, на которые требовалось 126 лет в 1991 году, в 2012-м мы научились решать за одну секунду! Ускорение в 4 миллиарда раз. И это не предел. Еще в 2015 году ученые привели новую цифру — 450 миллиардов…
Новинка МИФа «Кому нужна математика» — это книга об устройстве окружающего нас цифрового мира. Расскажем о том, как работают — и зарабатывают — поисковые системы интернета.
Первая страница поисковика
Что бы мы ни собирались предпринять — от ремонта квартиры до поиска работы и планирования отпуска, — последние 10–15 лет практически любое дело начинается со странички поисковой системы. Популярность и полезность поисковиков трудно переоценить. Один Google обрабатывает более 100 миллиардов запросов в месяц.
Мы вводим запрос, и на экране появляется первая страница результатов поиска. Ее содержание — тема особенно интересная, потому что большинство из нас дальше первой страницы не заходят, это широко известная статистика. Если мы ищем что-то связанное с товарами и услугами, то на самом видном месте — вверху первой страницы — появляется реклама.
Реклама — это источник доходов «Яндекса» практически на сто процентов. Число рекламодателей Google уже давно превысило миллион, а доход Google от онлайн-рекламы в 2015 году оценивался в 44 с лишним миллиарда долларов.
Почему почти у всех крупных поисковиков онлайн-реклама выглядит именно так, как сегодня? Почему вы видите именно эти объявления и в этом порядке?
Кто увидит рекламу?
Изначально, когда поисковые системы только-только появились, выгода онлайн-рекламы для рекламодателей была совершенно неочевидна! Самый первый вопрос: кто увидит эту рекламу? С журналами, например, все понятно. Сноуборд надо рекламировать в спортивном журнале, а косметику — в женском.
Но интересы пользователя за экраном компьютера могут быть абсолютно любыми.
Так возникла идея рекламы по ключевой фразе. Вместо «журнала» рекламодатель выбирает в поисковом запросе интересующие его слова. Скажем, если компания устанавливает пластиковые окна, то они могут выбрать запросы пластиковые окна, окна, ремонт квартиры и тому подобные. Такой «контекстной» рекламой пользуются все поисковые системы и все крупные сайты.
За что брать деньги?
Второй вопрос: за что, собственно, поисковая система будет брать деньги? Например, газеты берут за показ. Но у газеты известно число подписчиков, и объявление можно увидеть своими глазами. Поисковая система — совсем другое дело. Рекламодатели не готовы платить за показы, количество которых неизвестно и которые никак нельзя ни увидеть, ни проверить.
Пришлось задуматься, зачем в принципе нужна онлайн-реклама? Самый разумный и прагматичный ответ абсолютно очевиден: чтобы привести потенциальных покупателей на сайт. Именно за это готовы платить рекламодатели. И это прекрасно, потому что чисто технически зарегистрировать, перешел пользователь с поисковика на сайт рекламодателя или нет, очень легко! Так возникла еще одна ключевая идея онлайн-рекламы: стоимость за 1 клик.
Стоимость за клик
Стоимость за клик — очень красивое рыночное решение. Рекламодатель может легко подсчитать, сколько посещений сделано через поисковик и сколько из них закончилось покупкой. С другой стороны, поисковая система заинтересована в том, чтобы кликов было как можно больше.
А еще нужно не раздражать рекламой и непрерывно улучшать результаты «бесплатного» поиска, чтобы люди были довольны и продолжали пользоваться системой. В результате все в выигрыше: и рекламодатели, и поисковые системы, и мы — простые пользователи и покупатели.
Аукцион!
Остается один существенный вопрос: сколько, собственно, стоит один клик? Логично, что ключевая фраза ипотека должна стоить гораздо дороже, чем детский велосипед б/у. Но сколько именно и насколько дороже?
Современные поисковые системы назначают цены за клик через аукцион. Все рекламодатели заранее предлагают свою цену за клик по той или иной ключевой фразе, и в момент поискового запроса рекламные места уходят тем, кто предложил больше. Настоящая рыночная цена!
Каждый раз, когда вы вводите запрос типа пластиковые окна, поисковая система проводит по нему аукцион и представляет вам победителей. Так делают все поисковые системы. И поскольку один только Google обрабатывает примерно 40 тысяч запросов в секунду, то миллион аукционов в минуту — далеко не преувеличение.
Естественно, аукцион полностью автоматизирован.
Ставки делаются онлайн, победители и цены вычисляются автоматически по заранее заданной формуле.
А «заправляет» всем, конечно же, математика!
Узнайте больше о компьютерных технологиях и «царице наук» из книги «Кому нужна математика».
Все фотографии поста — отсюда.