Вокруг нас не просто изобилие товаров и услуг. За ними скрываются охотники на простаков: предприниматели, маркетологи и продавцы. А простаки — мы с вами. Да, мы можем читать сколько угодно книг по саморазвитию, быть ответственными, иметь два высших образования… но вокруг слишком много неочевидных ловушек, в которые каждый из нас хоть однажды да попадал.
Как это выглядит? Мы покупаем товары, которые нам не нужны, и переплачиваем за услуги, без которых можно обойтись. А потом удивляемся, почему в жизни что-то пошло не так. Авторы книги «Охота на простака» — Нобелевские лауреаты по экономике — помогут вам узнать о множестве ловушек в условиях свободного рынка, научат избегать хитрых способов выманивания денег и проявлять бдительность.
Поймать момент
Даже если мы, планируя свой бюджет, осмотрительны в 99% случаев, но всего один раз попадемся в ловушку — этого достаточно, чтобы перечеркнуть все тщательно составленные расчеты.
Нобелевские лауреаты по экономике Роберт Шиллер и Джордж Акерлоф. Источник.
Они отслеживают в нашей жизни моменты, когда эмоции побеждают привычную осторожность. Это может быть сезон подарков на 8 марта или Новый год, свадьба или рождение ребенка. Они пользуются тем, что при знаменательном событии считается неприличным вспоминать о балансе между расходами и доходами. Тут-то мы и попадаемся.
Рыночное равновесие
При выходе из торгового зала супермаркета нам требуется время, чтобы решить, в какую кассу занять очередь. Все очереди примерно одинаковы, потому что каждый покупатель выбирает самую короткую. Тот же подход используется в охоте на простака.
Появление «охотников» и «простаков» проистекает из природы самой экономической системы, — источник.
Когда предприниматель, образно говоря, подходят к очередям в кассы, он внимательно смотрит по сторонам. И если заметит «доверчивого простака», то не упустит возможность получить сверхприбыль.
Фитнес-охота
Фитнес-клубы и наша тяга к их посещению — один из ярких примеров удачной охоты на простака. Как правило, новичок, впервые пришедший в фитнес-клуб, строит самые оптимистичные планы по поводу своих занятий. В результате он часто подписывает контракт на максимальный объем услуг, из-за чего существенно переплачивает.
Фитнес-клубы часто навязывают такие пакеты услуг, которыми посетители не будут пользоваться, — источник
Чтобы «содрать» дополнительные деньги, некоторые клубы создают искусственные препятствия. Например, годовой абонемент нельзя вернуть или перепродать, если ваши планы изменились.
Сила рекламы
Оригинальная реклама часто заставляет нас покупать те товары, которые мы покупать не собирались. Пример такой кампании — «человек в рубашке Hathaway». В течение нескольких лет The New Yorker еженедельно печатал его фото в новом амплуа: то дирижера филармонического оркестра, то художника, то музыканта.
На больших цветных снимках изображен элегантный мужчина в разной обстановке, но всегда …с повязкой на глазу. Источник.
У подписчиков появилась привычка сразу открывать журнал на странице с этим фото, чтобы узнать, чем полюбившийся им персонаж будет заниматься на этой неделе. Понятно, что продажи рубашек возросли многократно. Ловушка? Да. Попались? О, да!
Что еще в книге
Как говорили древние римляне, «предупрежден — значит вооружен». Авторы книги вооружают нас знанием о том, какие ловушки поджидают человека в повседневной жизни. Речь о рекламных ухищрениях, о продуктах питания и лекарствах, а также о политических играх, курсах акций и финансовых рынках.
Прочитав эту книгу, вы узнаете:
- Что такое фишинг
- Какие приемы существуют в сфере продаж автомобилей, кредитных карт и недвижимости
- Манипуляции рекламодателей и маркетологов
- Какие маневры можно наблюдать на крупных финансовых аренах
- Трюки фармацевтической и пищевой промышленности
…320 страниц примеров, их подробный анализ и выводы от ученых, экономистов и лауреатов Нобелевской премии, чтобы помочь вам лучше ориентироваться в экономической системе — и в жизни.
Мы часто принимаем решения, не отвечающие нашим истинным интересам. Потому что порою даже не подозреваем, что нами манипулируют. Эта книга поможет делать то, что действительно хорошо для вас — и выбирать то, чего вы на самом деле хотите.
По материалам книги «Охота на простака»
Обложка поста: pexels