Бизнесхак
Восемь вопросов из интервью Фила Найта о бизнесе Nike и лидерстве
8 карточек 6 января 1 691 просмотр
Бизнесхак
Восемь вопросов из интервью Фила Найта о бизнесе Nike и лидерстве
8 карточек 6 января 1 691 просмотр

Антон Бахарев
Антон Бахарев

В книге «Быть лидером» — 30 интервью с выдающимися личностями нашего времени.

Выдающиеся СЕО, политики и общественные деятели XXI века рассказывают, какими жизненными принципами они руководствуются, как принимают решения и каковы их цели. Уроки лидерства у настоящих лидеров! Публикуем фрагменты интервью с Филом Найтом, сооснователем и почетным председателем компании Nike.

Еще в бытность студентом Стэнфордской школы бизнеса в 1964 году, Фил Найт сначала предложил, а потом и реализовал идею импортирования произведенных в Японии кроссовок. Этот бизнес, страдавший от нехватки персонала и финансирования, в итоге и послужил основой создания Nike — крупнейшей, наиболее прибыльной и самой известной в мире компании по производству спортивной обуви. Он ушел с поста СЕО Nike в ноябре 2004 года, а с поста председателя совета директоров — в июне 2016-го, но остался почетным председателем компании, крупнейшим акционером и вдохновителем.

Фил обычно не дает длинных интервью, но автор книги Дэвид Рубенштейн убедил его это сделать, пообещав прийти в кроссовках Nike.

1
Извлекая пользу

Дэвид Рубенштейн (ДР). Когда вы основали Nike, вы ничего не знали о дизайне обуви, мало разбирались в управлении и почти не имели денег. Сегодня рыночная капитализация компании составляет около 100 миллиардов долларов, выручка — 40 миллиардов долларов, а численность сотрудников — 74 тысячи. Тогда, когда вы основывали Nike в начале 1960-х годов, могли хотя бы частично предположить, что она станет тем, чем стала?

Фил Найт (ФН). Иногда, слыша этот вопрос, я говорю: «Мы действуем точно по плану». Но я не собираюсь корчить из себя умника. Это было путешествие, конечный пункт которого не мог предвидеть никто. По сравнению с первым годом работы мы увеличили нашу долю рынка на 450 процентов. Мы воспользовались всеобщим интересом к бегу, переросшим в интерес к бегу трусцой, за которым последовал бум фитнеса, и сумели извлечь из всего этого пользу.

2
Продукт как инструмент маркетинга

ДР. От чего, по вашему мнению, компания больше выиграла — от того, что стала хорошей маркетинговой или хорошей технологической компанией? Другими словами, что более выгодно — лучший продукт, лучший маркетинг или некая их комбинация?

ФН. Мы маркетинговая компания, и продукт — наш важнейший маркетинговый инструмент.

3
Умение ценить и оценивать

ДР. Какой набор навыков, по вашему мнению, вы в это привнесли? Что в большей степени необходимо — могучий интеллект, большой драйв, выдающееся лидерство?

ФН. Все перечисленное. Но если надо выбрать что-то одно, то я отдам предпочтение умению оценивать людей. В своей книге я хотел показать — надеюсь, мне это удалось, — насколько ценными были для меня первые партнеры: коллеги по работе, товарищи по команде. Они просто потрясающие.

4
$35 за логотип. Плюс еще $1млн

ДР. В какой-то момент вы решили основать собственную компанию под названием Nike. Вам нужен был логотип, и кто-то придумал эту галочку. Вы заплатили за нее 35 долларов?

ФН. Это была студентка-график из Портлендского университета, нуждавшаяся в деньгах. Мы сказали: «Мы будем платить вам 2 доллара в час, чтобы вы попрактиковались в разработке логотипов». Она потратила на это семнадцать с половиной часов. Когда мы стали открытой акционерной компанией, то подарили ей пятьсот акций. Она не продала ни одной, и сейчас ее пакет стоит более миллиона долларов.

5
Застали врасплох

ДР. Когда вы основали Nike, на рынке спортивной обуви доминировали немецкие компании Adidas и Puma. Как они отреагировали на ваше появление? Не пытались ли выдавить вас из бизнеса?

ФН. Они не особо беспокоились, пока не стало слишком поздно. Мы застали их врасплох.

6
Запрещено НБА

ДР. Вы сотрудничали с баскетболистом Майклом Джорданом. Трудно было заключить с ним контракт? Почему модель, которую он носил, завоевала такую популярность, став самой успешной в мире спорта?

ФН. Заключить с ним контракт было трудно, потому что этого хотели все. Мы победили конкурентов, мы выиграли эту войну. Хороших игроков у нас было много, а вот выдающихся — не было. Мы считали, что у Джордана есть шанс стать таким. Он оказался намного лучше, чем мы могли себе представить, но да, когда он надел кроссовки Nike, мы разработали для них эффектный дизайн. Они выполнены в красно-черно-белой гамме — в трех основных цветах. И конечно же, он был очень интересным игроком. Он прыгал, двигался с невероятной быстротой, забрасывал мяч в корзину. Причем все это делал просто отлично, да к тому же был красив и хорошо говорил. Кроссовки выглядели очень необычно. Тогда комиссар НБА Дэвид Стерн оказал нам огромную услугу, запретив носить наши кроссовки в НБА. Мы тут же выпустили большую рекламу с надписью: «Запрещено НБА». После этого каждый подросток захотел такие кроссовки.

7
Хотеть быть лидером

ДР. Давайте поговорим о лидерстве. Независимо от того, родились вы с задатками лидера, унаследовали их или, возможно, стали лидером благодаря образованию, что, как вы думаете, делает лидера великим?

ФН. Голливуд изображает лидера высоким и красивым, с волевым подбородком. Очень часто настоящие выдающиеся лидеры выглядят с точностью до наоборот. В первую очередь они должны захотеть стать лидерами. Но внешность у них бывает самая разная.

8
Яркое будущее

ДР. Вы известны тем, что всегда носите солнцезащитные очки. Я ценю, что вы их сняли на время нашего интервью. Вы их носите, потому что застенчивы от природы, или просто не хотите, чтобы вас узнавали?

ФН. Я ношу контактные линзы, и от них солнце кажется более ярким. Да и будущее такое яркое, что приходится постоянно носить очки.

Похожие статьи