Джек Уэлч — легендарный СЕО General Electric — возглавил компанию в 1981 году, став самым молодым СЕО в ее истории. Когда в 2001 году Уэлч ушел с поста CEO, размер его «золотого парашюта» составил рекордные 417 миллионов долларов. И вполне заслуженно: за двадцать лет руководства компанией он сумел увеличить капитализацию General Electric почти в 40 раз — с 13 миллиардов долларов до 500 миллиардов долларов, сделав GE самой дорогой на тот момент компанией в мире.
Но если эта блистательная часть биографии Уэлча у всех на виду, то о начале его пути слышали немногие. В этом материале, подготовленном по книге «Найди ментора» — рассказ о том, какую роль в карьере Уэлча сыграл руководитель его подразделения Рубен Гутофф.
Младший инженер Уэлч
Найди ментора
Уэлч пришел в компанию в 1960 году на должность младшего инженера подразделения, которое занималось разработкой и внедрением новых материалов. Зарплата была невысокой, однако Уэлч трудился добросовестно. Однажды к нему обратился Рубен Гутофф — руководитель подразделения — и попросил сделать сравнение характеристик и цен их продукции с пластиками, которые производят конкуренты.
Вместо краткого отчета по текущей ситуации Уэлч подготовил развернутый доклад, в котором не только охватил бóльший спектр продуктов, но и представил анализ того, как будут меняться цены на них в будущем. Он справедливо рассудил, что запрошенные данные были нужны руководителю именно для того, чтобы составить такой прогноз. Гутофф, не ожидавший подобной прозорливости от рядового инженера, запомнил способного сотрудника.
Однако, несмотря на стабильно высокие результаты, по итогам года работы Уэлч получил стандартный бонус в размере 1000 долларов. Бюрократическая машина GE была слишком неповоротлива, чтобы замечать таланты. Разочарованный таким отношением, Уэлч решил уволиться. Узнав об этом, Гутофф пригласил Джека на обед и потратил четыре часа, уговаривая инженера остаться. Гутофф увеличил бонус Уэлча втрое и пообещал, что избавит его от бюрократии и создаст более дружелюбную среду, характерную для небольших компаний, с сохранением всех преимуществ, присущих крупным корпорациям. Уэлч, уже почти согласившийся на предложение другой фирмы, остался в GE.
Ошибки и рост
Гутофф сдержал слово и стал продвигать своего подопечного, прикрывая его от возможных проблем. Дела у Джека Уэлча пошли как по маслу. Даже когда установка, за которую отвечал Уэлч, взорвалась в ходе эксперимента и пробила дыру в крыше здания (к счастью, никто не пострадал), эта история сошла ему с рук.
В 1964 году, всего через год после этого происшествия, Уэлч получил должность главного управляющего новой фабрики по производству пластмасс — конечно, не без участия Гутоффа. В 1968 году Уэлч стал вице-президентом и управляющим подразделением пластмасс в GE — через восемь лет после того, как он пришел в компанию. Еще через два года — вице-президентом, отвечавшим за химическое и металлургическое направления.
В 1973 году Уэлч сменил на посту исполнительного директора этого подразделения самогó Рубена Гутоффа, ушедшего на повышение. Наконец, в 1977 году Джек Уэлч уже руководил всем отделом потребительских товаров GE и нацелился на кресло CEO компании. Этот пост он занял в 1981 году.
Талант и помощь
Уэлч никогда не сделал бы такую головокружительную карьеру, если бы не обладал способностями, знаниями, трудолюбием и целеустремленностью. Его выдающиеся достижения на посту СЕО говорят сами за себя. Можно стать руководителем по протекции, но, чтобы стать великим руководителем, нужен еще и талант.
И талант у него, безусловно, был. Но одного таланта мало. Чтобы он раскрылся, нужна соответствующая благоприятная среда. Именно такую среду и создал для своего протеже Рубен Гутофф.
Узнать больше о роли ментора: «Найди ментора».