Максим Ефремов, ведущий аналитик ExpertSender
Привет. Меня зовут Максим Ефремов, я — ведущий аналитик международной компании ExpertSender, которая занимается автоматизацией емейл-маркетинга. В нашем российском офисе работает 40 человек, и в октябре 2016 года у нас появилась своя библиотека. Мы любим хорошие книги и гордимся своими книжными полками, поэтому я решил рассказать о том, как организовать корпоративную библиотеку, сделать ее не только полезной, но еще и удобной и красивой.
Библиотека в виде карты России
Наша библиотека выполнена в виде карты России и состоит из множества небольших отсеков (областей), в которых книги удобно хранить и комбинировать по направлениям. Изначально у нас было 4 жанра: «Программирование», «Аналитика», «Прокачать скиллы» и «Саморазвитие». Но когда книг стало больше, добавили направления «Дизайн», «История успеха», «Управление» и «Тайм-менеджмент».
Сейчас в библиотеке 84 книги: мы пополняем ее раз в 3-4 месяца из «хотелок» сотрудников. Треть из них — книги МИФа. Например, Scrum, Доставляя счастье, Мастерство презентации, 45 татуировок продавана, 45 татуировок менеджера, Взлом маркетинга, Эмоциональный интеллект, Эссенциализм, Разреши себе скучать, Радость изнутри, Шесть столпов самооценки и другие.
Аналитический подход к ведению библиотеки
Когда только создавали библиотеку, у нас было около десятка книг, хаотично разбросанных по всему офису. Такой подход мне не нравился, и я решил все систематизировать.
Это я, Макс, библиотекарь компании ExpertSender.
Когда я взялся за ведение библиотеки, никто точно не знал, какие книги есть в офисе, какие из них общие, а какие личные. Первым делом я завел список книг в Google-таблице, разработал жанровую систему, которую можно применить к нашей компании, опросил ребят, чтобы узнать каких книг им не хватает, и заказал их.
Сейчас поддерживаю эту систему в актуальном состоянии. Библиотеку мы по-прежнему ведем в таблицах, где записываем, кто что читает и кто какие книги хотел бы прочитать. В разработке находится удобная версия электронной библиотеки, в которой помимо бумажных книг будет список электронных и аудиокниг.
Электронная картотека библиотеки
Книга выдается сотруднику на месяц. Иногда я продляю срок, если она объемная или имеет сложный контент. Продлить можно еще на месяц, если в очереди на эту книгу никого нет.
Книжный клуб
В компании мы всегда делимся знаниями друг с другом, поэтому я организовал Книжный клуб. На встречах обсуждаем полезные книги не только из библиотеки, но и из личных архивов, если они действительно помогут коллегам в работе и саморазвитии. За год было проведено 26 собраний Книжного клуба.
Каждая встреча начинается с выступления спикера, а заканчивается подчас нешуточными дебатами. Выступление длится минут 20, за которые нужно изложить основную идею книги, рассказать о том, что понравилось, а что нет, и насколько книга окажется полезной для коллег. При этом, чтобы не быть голословным, каждый рассказчик оценивает книгу по десятибалльной шкале и следующим критериям: полезность, легкость чтения, обезвоженность, новизна, актуальность, качество перевода (если он был).
Каждый спикер получает приятный бонус — право заказать 2 книги для библиотеки. Главный критерий — книга должна быть полезна в работе лично для тебя, либо для команды в целом. Пополняют библиотеку только те, кто выступил в Книжном клубе. Это мотивирует не только приобретать знания, но и делиться ими.
Рассылки библиотеки
Профессионально работать с емейлами и не использовать их возможности внутри компании было бы грехом. Поэтому я занялся рассылкой для Книжного клуба. Запоминающийся логотип и неброский и аккуратный дизайн сообщения создали наши дизайнеры. Было придумано 2 типа писем. Первый — это рассылка рецензий, которые писали ребята на прочитанные книги. Ее отправляем один раз в неделю.
Пример рассылки. Начало письма.
Второй тип рассылок — письма с новинками библиотеки. Эти сообщения отправляются при каждом новом поступлении.
Пример описания книги из рассылки с новинками библиотеки.
Мнения
Хочу привести в пример отрывки из рецензий своих коллег. Вот, что говорит о книге «45 татуировок менеджера» Кристина Маркина: «В книге мне очень понравились примеры. Они супер-понятные, ты сразу можешь ухватить самую суть мысли. Книга подошла бы всем, кто хочет больше узнать про адекватный менеджмент и разобраться в том, кто такой руководитель-наставник. Да, не со всеми идеями из книги я согласна, и не все из них мы используем в своей работе. Но в целом, это очень хорошая и правильная книга про менеджмент».
А вот отзыв Лены Благовой на книгу «Тайм-драйв»: «Я поняла, что частью советов пользовалась неосознанно, а часть начала применять после прочтения книжки. Прочитать полезно, потому что это еще раз напоминает тебе о каких-то инструментах и подтверждает твои ощущения, что это правильно. В нашей библиотеке эта книга есть в бумажном формате и в виде аудиокниги, я слушала аудио. У МИФа аудиокниги читает автор, это приятно. Он интонациями точно доносит нужную мысль. Но у бумажной книги есть еще 50 страниц бонусной информации, что я с удивлением узнала, когда села писать рецензию. Возьмите бумажную после того, как прослушаете аудио — поглядите на бонусы глазами, они полезные. Советую ее почитать или послушать тем, кто хочет больше успевать и более грамотно организовать свои дела на работе и в обычной жизни. Я прослушала ее целиком за один выходной, но потом переслушала еще раз и немножко пробежала глазами бумажную версию, чтобы рассказать вам».
Так как я аналитик, хочу закончить статью небольшой статистической сводкой: за 2 года существования библиотеки количество книг в ней увеличилось в 8 раз, к заказу в ближайшее время планируется 28 книг, а рецензий для рассылок хватит на 3 месяца вперед. В целом стало заметно, что после появления библиотеки интерес к профессиональной литературе возрос. Ребята активно обмениваются мнениями на Книжном клубе и голосуют за следующую рецензию в рассылке. Бывает, подходит кто-нибудь и спрашивает про определенную книгу, а она занята. Уже читают.
P.S. Хотите, чтобы в вашей компании появилась электронная библиотека? Нужно лишь намекнуть руководителю. Присоединяйтесь к Лиге читающих компаний, будет что почитать и с кем обсудить.