Мы привыкли гордиться знаниями, навыками и опытом — тем, чем старательно наполняем себя всю жизнь. Никто не пишет в резюме: «Я привнесу в команду неведение», «Я обладаю пустотным мышлением», «Я предпочитаю слушать паузы». Компании не говорят: «Мы гордимся своими дырами в обслуживании клиентов». Пустоты и неведение — то, чего мы избегаем.
А что, если в них скрыты мощные ресурсы для развития вашего бизнеса? Итай Талгам, автор книги «Несведущий маэстро», утверждает, что это именно так. И научиться использовать пустоты под силу каждому руководителю.
Дирижировать бизнесом
Итай Талгам — известный дирижер, ученик великого маэстро Бернстайна. Он стал первым израильским дирижером, работавшим с симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии.
И первым дирижером, сумевшим перенести принципы управления музыкальным коллективом в сферу бизнеса.
Талгам использовал дирижерский опыт, чтобы консультировать политиков, предпринимателей, ученых, чиновников, врачей. Что позволило применить решения музыкантов в совершенно далеких от музыки сферах? Умение превращать пустоты в источник энергии и новых открытий.
Признайте пустоту
Вокруг нас постоянно возникают пустоты. Когда мы ждем одного, а получаем другое. Когда не знаем, что делать. Когда наши действия не приносят нужного результата. В бизнесе пустоты возникают из-за отсутствия инструкций, недопонимания между коллегами, разного толкования сути процессов.
Мы привыкли воспринимать пустоту как нечто негативное. Мы подсознательно связываем её с опасностью, некомфортной ситуацией, помехой на пути к цели. «Дыра» в бизнесе — всегда проблема, «баг», ошибка. Поэтому мы стараемся как можно быстрее занять пустоты или сделать вид, что их не существует. И — погрязаем в рутине. Покупаем вещи, которые не нужны. Внедряем бессмысленные стандарты поведения. Навешиваем ярлыки на непонятное. Пишем инструкции.
Но если заметить пустоту, признать её наличие и право на существование, а затем задуматься, почему она возникла, откроются возможности для развития, открытий и инноваций. Пустота — это дверь, в которую стучится новая идея.
Секрет в том, что пустоты можно наделить любым смыслом. Именно поэтому они несут столько возможностей, такую свободу выбора и безграничные перспективы. В руках талантливого руководителя пустоты не только позволят достигнуть неожиданных результатов в будущем, но и сплотят коллектив, позволят не разрываться между многочисленными интересами и противоречивыми обстоятельствами.
Окунитесь в неведение
Чтобы использовать пустоты, надо признать: мы не знаем, что за ними скрывается. Они есть, и они к чему-то нас подталкивают. Но к чему? Руководитель вовсе не обязан знать ответ на этот вопрос.
В такой ситуации лидер становится «невежественным учителем», который не объясняет ученикам предмет, а стимулирует их к самостоятельному поиску. «Он велит им зайти дальше в чащу леса, а потом рассказать, что они там увидели и что думают об увиденном», — пишет французский философ Жак Рансьер в книге «Невежественный учитель».
То же самое делает и руководитель, когда не дает готовых ответов и признает, что сам их не знает. Он подталкивает сотрудников к новым знаниям и поддерживает их в независимых открытиях.
Это вовсе не значит, что лидер должен отречься от всего, что знает и умеет, стать невеждой и глупцом. Чтобы направить людей в нужную сторону, нужно обладать знаниями в самых разных областях. От руководителя требуется лишь дистанцироваться от собственных знаний в момент начала поисков. Он должен быть готов к прыжку в неизвестность.
Как использовать пустоту?
1.Признать её наличие
Перестать отрицать пустоты и пытаться их залатать. Просто признать: дыры существуют, и это хорошо.
2.Найти перспективные пустоты
Руководитель должен выделить те пустоты, которые приведут к значительным позитивным изменениям в организации. Это нелегко: к самым перспективным пустотам обычно страшнее всего подступиться. Они залеплены несколькими слоями привычного поведения, рутины и прочих «мы всегда так делали, и ничего». Это должно быть для вас сигналом: скорее всего, тут и надо копать.
3.Показать пустоту коллегам
Отрицание и боязнь пустот свойственны всем. Руководителю придется открыть глаза коллегам. Главное — показывая пустоты, не искать виноватых, не пытаться критиковать, стыдить и осуждать кого-то.
4.Установить каркас, который позволит изучить пустоту
Чтобы запустить процесс осмысления «дыры», руководитель должен предложить основную концепцию, лейтмотив, метафору, которая описывает, но не называет. Например, обсуждение конфликта между двумя сотрудниками можно начать, сравнив коллектив с семьей, отрядом или командой корабля.
5.Возглавить поиски смысла
Разные люди наделяют пустоту разным смыслом. Руководителю предстоит возглавить процесс, в котором все участники признают, что их мнение не является истиной и что, по сути, они ничего не знают. Надо создать условия, в которых разные смыслы соединятся в общее представление о будущем. Для этого лидеру придется первому признать своё незнание и превратиться во внимательного слушателя.
Лишь человек, который не знает, способен научиться чему-то неожиданному и добиться непредсказуемого. Используя свои знания как фундамент, руководитель делает выбор в пользу невежества и ведет за собой остальных членов команды. И тогда пустота наполняется смыслом, а коллектив получает новый стимул к развитию, избавляясь от негативных противоречий.
По материалам книги «Несведущий маэстро»
Обложка поста отсюда