Как отбиваться от критики? Что сказать, чтобы повысили зарплату? Как не провалить переговоры и «продать» идею? Стать джедаем общения. Об этом — книга бизнес-тренера, сооснователя «Стратоплана», ex-менеджера в Intel и Sun Microsystems Александра Орлова и практикум, который мы запустили в МИФ.Курсах.
Точки согласия, 18 вопросов для непростого разговора, паузы и контекст — вас ждут принципы конструктивной конфронтации и, главное, проработка кейсов: как донести обратную связь или «принести» проблему.
Нет ничего сильнее слов. Вы убедитесь в этом.
Бумажная книга Электронная книга
Джедайские техники конструктивного общения
Парируй, властвуй, отрицай
Представьте: у вас с соседом возник спор из-за его дерева, которое упало на ваш участок. Кто должен его убирать? Кто может оставить себе дерево на дрова? Кто заплатит за ущерб? Сосед уверен: проблема ваша, а дрова — его. Кажется, что конфликта не избежать. Однако есть с десяток приемов, которые спасут ситуацию. Один из них — «Мнимое следствие». Когда собеседник использует эмоциональные, а не логические выводы, можно на это указать.
- Аргумент: «Не понимаю, почему я должен платить. Разве с такой работой вы не можете позволить себе ремонт? И дрова мне нужнее!»
- Контраргумент: «Почему хорошая работа делает человека виноватым? Моя зарплата не освобождает вас от ответственности». Победа!
И в книге, и на практикуме разбираем конкретные ситуации, но принципы общие — так что применять можно где угодно: сможете договориться с неуступчивым сотрудником МФЦ и погасить конфликт в школе на корню.
Техники общения — как фокусы. Результаты впечатляют, но если знаешь секрет, все оказывается простым.
Тяжелые манипуляции
«У хороших мам дети не болеют», — говорит обобщенная свекровь в вакууме. Это тяжелая манипуляция — та, что направлена на разрушение картины мира человека. Атака может выглядеть и как в примере с болезнями, и вот еще как:
— Почему я специалисту твоего уровня должен объяснять элементарные вещи?
— Конечно, сейчас каждый, у кого нет работы, считает себя предпринимателем…
— Не понимаю, как выпускник МГУ мог допустить такой бардак!
Манипуляции могут быть направлены на наши ценности («Хорошие люди себя так не ведут»), на социальные установки («Мы ж не либералы какие-то»), на опыт («Айкидо? Так это же танцы. Там не учат драться») и даже на мечты («Менеджеры? Это те, кто не смог стать инженером?»).
Попробуйте вспомнить, кто и когда применяет против вас тяжелые манипуляции. Когда вы научитесь ловить этот момент, эмоции исчезнут — вы будете на уровне логики понимать, что происходит. Тем самым встанете в позицию наблюдателя и не будете им поддаваться.
Если на вас кричат
Очень важно и очень коротко: если человек на вас кричит, он считает, что вы его не слышите.
Простые способы показать, что вы его слышите:
- в ответ на ругательное электронное письмо — позвонить или прийти лично;
- если человек входит в комнату и сразу «наезжает», предложить выйти и все решить;
- спросить, есть ли время выпить кофе: пока вы идете, кричать ему будет тяжело;
- начать записывать со словами: «Сейчас разберемся. В чем вопрос?» — очень сложно кричать на того, кто за тобой записывает;
- предложить проиллюстрировать проблему: «Я не очень понимаю, что откуда и куда, можешь схему нарисовать?» Рисуя схему, человек приводит в порядок свои мысли и возвращает активность в логическое полушарие головного мозга, эмоции уходят.
Когда факты закончились
Начиная обсуждение с человеком, мы никогда не знаем, что у него в голове. Да, все мы умные, однако не стоит забывать, что еще и разные. И что там человек надумал, как себя накрутил и к каким выводам пришел, нельзя определить методом ленинского прищура. Так что приходится разговаривать.
Проблемы в общении решаемы.
Однако бывает так, что обсуждение заходит в тупик. Убеждаешь, доказываешь, а человек все равно не согласен. Не видит, гад такой, проблему! Что делать? Интуитивная модель поведения — надавить (авторитетом, политиками компании, лучшими практиками, силой…). Контринтуитивная — выйти из разговора.
Просто заканчивайте разговор. Не со словами: «Чего ты такой тупой-то?!», а со словами: «Я, похоже, не могу донести проблему». Подумайте и вернитесь к разговору чуть позже, с новыми фактами и аргументами. Возможно, и собеседник дозреет.
Что важного на практикуме?
У каждого были ситуации, когда перепробуешь все — логику, убеждение, силу, мольбы, гнев, — но все равно упираешься в стену. Или когда все так сложно, что поддаешься страху или разочаровываешься в себе.
Практикум состоит из упражнений и кейсов. Будем учиться подбирать аргументы, защищаться от манипуляций, давать обратную связь и добиваться своего, не испортив отношений.
Александр Орлов — гуру общения и практик. Он будет давать конкретные инструменты и техники. А для одного из тарифов проведет бонусное занятие — отработаете навыки под его присмотром. На практикуме разберем разные ситуации и алгоритмы поведения в них. Вот лишь несколько тем:
- 4 фазы разрешения сложных вопросов с людьми
- Почему вас игнорируют и как это исправить
- «О чем вы молчите?»
- Алгоритм «правильного» спора
- Методы раскрытия контекста. Вопросы, феномены, метафоры
- Как не «откатиться» по договоренностям
- Кейсы: от разговора про повышение до фидбека команде
Мы общаемся каждый день. Высказываем мнение, договариваемся (или нет), спорим. И на кону всегда что-то важное: карьера, зарплата, отношения. Правда в том, что любой может научиться общаться не как-нибудь, а конструктивно — и с крутым результатом.
Больше узнать о практикуме можно здесь
Заказать книгу «Джедайские техники конструктивного общения»:
Обложка поста — freepik.com