Социолог Георг Циммер сказал: «Деньги немного похожи на Бога». Действительно, многие наши бизнесмены поклоняются деньгам, и многим прибыль застилает глаза. Но у Циммера есть и другая мысль: «Это всего лишь мост к высшей ценности, и жить на этом мосту нельзя». Так что же именно становится высшей ценностью бизнеса и его верой? Где она? Посмотрим на примере компании Huawei, о корпоративной культуре и принципах которой рассказывает книга «Движущая сила организации».
Розы в коммерческой глуши
На протяжении истории многие компании погибли в бешеной погоне за деньгами, и лишь несколько великих брендов расцвели, как розы, в коммерческой глуши.
Молодой выпускник Оксфордского университета коллекционирует обувь Nike и собрал сотни новых и старых кроссовок разных эпох и стилей, а примерно половина его немалой годовой зарплаты уходит на пополнение коллекции, он даже часто участвует в онлайн-аукционах по продаже обуви. Билл Бауэрман, один из основателей бренда, стал его «духовным кумиром», а беговые кроссовки под названием «Мун Шу», разработанные Бауэрманом в 1972 г., были проданы на аукционе за 3 млн.
Студент магистратуры Пекинского университета без ума от Apple и скупает все новые продукты, стоит им появиться на рынке. Причем он вовсе не сынок богатых родителей, а зарабатывает репетиторством и написанием рефератов. Стив Джобс стал его «духовным кумиром». И хотя продукты, вышедшие на рынок в последние несколько лет, уже не так потрясли его воображение, он хранит верность бренду.
Стив Джобс сделал свою компанию «бизнес-религией» для миллионов людей. А Nike разве не религия? Основатель Huawei Жэнь Чжэнфэй также дал понять, что мы должны относиться к клиентам с религиозной преданностью.
Мантра навсегда
Так кто же становится солнцем для всех предпринимателей? Клиент, и только он.
Кто бог во главе всех бизнес-организаций? Потребитель, и только он.
Для всех компаний и предпринимателей есть только один путь к совершенству — перейти от заботы о собственном «я» к заботе об интересах клиента. Это прекрасно согласуется с мнением Жэнь Чжэнфэя и внутренней мантрой Huawei, которую он не устает повторять на протяжении десятилетий: клиентоориентированность.
Великую бизнес-империю не построить с помощью дешевых лозунгов, банкетов и вечеринок, магии капитала, закулисных интриг и напыщенных рекламных акций. Первая аксиома стратегии бренда гласит: нет ценности — нет бренда. Нет веры — нет ценности. Великие компании должны фокусироваться на клиенте как на единственном боге, начиная с круга веры (бренда) вокруг клиента как «оси веры», и проводить три линии от центра окружности: сотрудники, акционеры и общество.
Только когда сотрудники разделяют убеждения компании и постоянно демонстрируют личную и командную борьбу за эти убеждения, только когда акционеры искренне принимают клиентоориентированные убеждения компании и реальными деньгами подтверждают, что отождествляют себя с ее устремлениями на долгосрочной основе, только когда общество в целом признаёт долгосрочные обязательства компании с точки зрения соблюдения закона, технологических и продуктовых инноваций, создания рабочих мест и действий по обеспечению общественного благосостояния, компания начинает приближаться к тому, чтобы считаться «великим брендом».
Десять лет оттачивания меча
Вера бренда в итоге находит отражение в его продукте, в инновациях вокруг конечного продукта, в «десяти годах оттачивания меча». Это образное выражение, характеризующее длительную подготовку, впервые встречается в стихотворении танского поэта Цзя Дао: «Десять лет затачиваю меч, но его лишь предстоит попробовать!» Вот и Джефф Безос говорит, что стремительный успех Amazon стал результатом 10 лет спокойной напряженной работы.
Речь о разработке веры компании, стратегии ее бренда. Итак, кто же главный в этом процессе? Предприниматель. Стратегия бренда — самая важная макростратегия компании, и ею должен руководить непосредственно предприниматель при участии всего персонала.
Выдающиеся предприниматели — те редкие люди, которые способны генерировать убеждения, распространять их и укреплять. Под убеждением здесь нужно понимать набор духовных и культурных систем, связанных миссией, видением и ценностями.
Право думать
В Huawei вы найдете антиклассическую управленческую аномалию: основатель и CEO не управляет напрямую ни людьми, ни ресурсами, ни финансами, но лично контролирует культуру компании («право думать — величайшая сила лидерства»)
Там можно встретить и другой неклассический феномен менеджмента: время от времени CEO рекомендует всем сотрудникам посмотреть фильм или сериал, прочесть книгу или статью… Руководителям высшего и среднего звена порой приходится излагать мнение о просмотренном или прочитанном в письменной форме, и Жэнь внимательно читает их тексты, добавляет свои комментарии и отправляет сотрудникам для обсуждения. Он часто смотрит сериалы, в том числе молодежные.
Жэнь также стал вдохновителем ряда знаменитых рекламных роликов бренда Huawei, которые отражают характерные черты корпоративной культуры:
Большинство молодых людей увлекаются поэзией, большинство людей среднего возраста — историей, а пожилые предпочитают философию.
Первоклассный бренд — коктейль из поэзии, истории и философии.
Узнать больше: «Движущая сила организации».