В МИФе вышла новинка от автора бизнес-бестселлеров Максима Батырева и его команды — гид для юных стартаперов «Предприниматель до 18 лет». В книге собраны реальные истории, как дети зарабатывают на собственных проектах, а еще — советы от юриста и идеи по ведению бизнеса. Делимся тремя вдохновляющими кейсами.
Десертная магия
Бизнес-идея 14-летней Камиллы Логиновой из Казани — открыть кондитерскую «Гляссаж». Во время карантина она вдохновилась сериалом «ИП Пирогова» и захотела сама что-то испечь. «Я так им прониклась, что стала готовить сладости для близких: свой первый торт сделала по видео с YouТube, также брала фишки рецептов из соцсетей», — рассказывает Камилла.
Первые эксперименты быстро переросли в настоящее увлечение. Родственники были в восторге от ее тортов, поэтому она начала готовить еще и десерты. Камилла проходит курсы, чтобы дальше развиваться: недавно закончила обучение по трендовым муссовым десертам. «Хочу освоить как можно больше способов приготовления, узнать все тонкости», — делится девочка.
Первые средства на реализацию бизнес-идеи ей выделила мама. Она поддержала инициативу дочери.
Камилла совмещает бизнес с учебой. В будние дни берет меньше заказов, старается распределять свободное время так, чтобы его хватало на школу и работу. Летом, когда у нее много свободного времени, она занимается кондитерским искусством и развивает свою бизнес-идею по полной.
Совет юриста про название бренда
Когда вы хотите сделать название известным, то сталкиваетесь с вопросом товарного знака. В примере Камиллы важно, чтобы слово «Гляссаж» уже не использовалось кем-либо и не было зарегистрировано ранее. Иначе за нарушение чужих авторских прав можно получить финансовые претензии и запрет на дальнейшее использование знака. Убедиться в чистоте будущего бренда помогают патентные поверенные.
120 000₽ в студии дизайна
Старшеклассник Артем Паровой с командой графических дизайнеров выполняет заказы на оформление аккаунтов в социальных сетях, разрабатывает логотипы, придумывает рекламные посты и баннеры, создает презентации и другие продукты.
«Эта идея пришла мне в декабре 2021 года. Я написал нужным знакомым специалистам с предложением скооперироваться, — рассказывает Артем. — Мы оформили аккаунт, разработали сайт и начали искать заказчиков. Так как полноценное портфолио уже было сформировано, мы брали бесплатные заказы, чтобы заработать репутацию».
Ребята использовали разные каналы связи с потенциальными заказчиками: аккаунт в соцсетях, объявления на freelance-площадках, «Юле», «Авито», Farpost. Сарафанное радио оказалось самым эффективный способ привлечения клиентов. Первоначальные затраты были только на рекламу (10 000 рублей) и обучение специалистов (12 000 рублей).
В команде восемь человек: четыре графических дизайнера, три продакт-менеджера и один маркетолог. За три полных месяца работы выручка составила 120 000 рублей. Прибыль ребята делят между собой: дизайнер выполняет заказ и получает 70% от стоимости, 30% распределяются между студией, продакт-менеджером или маркетологом в зависимости от того, кто нашел клиента.
«Каждый член команды горит идеологией студии и получает удовольствие от того, чем занимается. В этом и есть главная причина нашей работы»
Родители поддерживают проект, видя, что детям нравится им заниматься, к тому же он приносит доход. Из-за подготовки к ЕГЭ совмещать учебу и предпринимательство было непросто, но Артему было достаточно уделять работе два часа в день: общаться с ребятами и заказчиками, курировать процессы. В будущем он планирует расширять команду и набирать новых дизайнеров и маркетологов, а еще повышать свою квалификацию.
Максим Батырев написал о проекте: «Артему удалось сделать самое главное — подобрать команду людей и придумать для них большой смысл совместной деятельности! Я бы завел в штат еще и продавца, человека, который будет продавать его услуги, и тогда, я уверен, бизнес может вырасти кратно за достаточно небольшой промежуток времени».
Для развития бизнеса важна команда, поэтому пробуйте искать единомышленников. Источник
Одежда ручной работы
В 13 лет Елизавета Овчинникова придумала бизнес-идею — показать, что подростки могут делать качественную одежду ручной работы. Вязаные вещи — это очень стильно и подходит для любого возраста. А еще Лиза хотела доказать, что так можно заработать.
Лизы работает в команде с такими же подростками, как она сама. Интересно, что участники проекта живут в разных местах: Москве, Пензе, Тюмени и других городах — и общаются в интернете. Ребята все делают по предзаказу: покупатель сначала оплачивает материалы, а потом саму работу. Когда магазин еще не был запущен, Лиза по этой схеме самостоятельно продала первую вещь — балаклаву за 500 рублей, не вложив в нее своих денег.
Так как производство ручное, ребята перед отправкой заказа кладут небольшой подарок, чтобы покупателю было приятно. Целевая аудитория у магазина буквально все, кроме совсем взрослых и маленьких. Цены невысокие, есть скидка для покупателя.
Авторы книги поддерживают ее стремления: «Ставьте амбициозные цели, это отличительное свойство предпринимателя. К сожалению, сейчас далеко не каждый умеет мечтать глобально. И здесь особенно приятно читать слова Лизы про миллион в месяц, которые она стремится сделать с ее командой на вязании. В 13 лет такой замах — это круто».
Дети уже в школе задумываются, как им заработать первые деньги. Истории из книги — те примеры, которые помогут подростку придумать свой проект и сделать первые шаги к реальному доходу.
По материалам книги «Предприниматель до 18 лет»
Обложка и иллюстрация: Freepik