При запуске бизнеса неизбежно возникают две проблемы: как громко заявить о себе на рынке, когда ваш продукт еще не использует большое количество людей, и как добиться его вирусного распространения.
В книге «От одного пользователя до миллиона» ex-руководитель Uber Эндрю Чен, под руководством которого число пользователей выросло с 15 до 100 млн, рассказывает, как крупные компании преодолевают проблемы «холодного старта» и масштабируют свои продукты до миллиардов пользователей.
В основе книги — не только опыт Uber, но и LinkedIn, Zoom, Dropbox, Tinder, Pinterest и других гигантов.
От одного пользователя до миллиона
Что такое сетевой эффект?
Сетевой эффект в классическом понимании заключается в увеличении ценности продукта по мере того, как его начинают использовать больше людей.
Смысл интуитивно понятен: если ваши друзья, семья, коллеги или знаменитости, которыми вы восхищаетесь, не пользуются теми же приложениями, что и вы, сеть становится гораздо менее полезной или, возможно, совсем бессмысленной.
Сетевые эффекты являются единственным способом защиты от конкурентов в отрасли, где конкуренция жесткая, а защитные барьеры слабые. Вероятно, новой фотосоцсети потребовалось бы всего несколько месяцев, чтобы воспроизвести такие функции Snapchat, как Stories или исчезающие сообщения. Однако проблема в том, как заставить переключиться на новую сеть миллионы потребителей.
Закон суриката
Чтобы подчеркнуть реальное преимущество сетей, Эндрю Чен заимствует наблюдение из экологии. В 1930-х годах профессор Чикагского университета и пионер американской экологии Уордер Олли опубликовал статью под названием «Исследования агрегаций животных: коллективная защита от коллоидного серебра среди золотых рыбок».
Ученый сформулировал идею о том, что существует критическая численность (названная «порогом Олли»), обеспечивающая животным большую безопасность, после достижения которой популяция начинает расти ускоренными темпами.
Заключения Олли основаны на наблюдении, что животные находятся в большей безопасности и быстрее растут в группах: золотые рыбки растут быстрее и успешнее переносят токсичность воды, когда собираются в группы, а сурикаты, которые в банде, предупреждают друг друга об опасности.
Источник
Аналогия с высокотехнологичными продуктами здесь очевидна: если в приложении для обмена сообщениями не хватает людей, некоторые пользователи его удалят. По мере сокращения пользовательской базы участники будут уходить все быстрее, что приведет к остановке работы и распаду сети.
«Вторая космическая»
Когда компания масштабируется, может показаться: сработал сетевой эффект, и далее развитие пойдет как по маслу. Но это не так. Напротив, именно в это время высокотехнологичные компании начинают нанимать тысячи людей, запускают серию амбициозных новых проектов и пытаются поддержать стремительные темпы роста продукта.
На этом этапе классическое определение сетевого эффекта перестает быть истинным. Это уже не один эффект, а скорее три различные базовые силы.
- «Эффект приобретения» позволяет продуктам подключаться к сети для недорогого и высокоэффективного привлечения пользователей посредством вирусного роста.
- «Эффект вовлечения» определяет то, что продукт становится все более «прилипчивым» и увлекательным по мере того, как к нему присоединяются новые пользователи.
- И, наконец, «экономический эффект» по мере роста сети повышает уровень монетизации и конверсии.
Все эти эффекты, взятые вместе, и образуют своего рода маховик, разгоняющий число пользователей сети до миллиардов человек.
Атомарная сеть
Изучая запуск продуктов с сетевым эффектом, нетрудно заметить, что у них, как правило, есть одна общая черта — они часто начинаются с малого: одного города, кампуса, с небольшого бета-тестирования в отдельных компаниях. Лишь закрепившись в небольшой сети, эти продукты долгое время развиваются и в итоге завоевывают весь мир.
Источник
Если вы сможете создать одну стабильную вовлеченную сеть, способную к самоподдержанию, — атомарную сеть, — то, вероятно, сумеете построить и вторую, связанную с первой. А после, скорее всего, — 10 или 100 сетей, связанных друг с другом.
Что еще
«От одного пользователя до миллиона» — итог сотен интервью, трех лет исследований и обобщений, а также почти двух десятилетий работы в качестве инвестора и оператора сети.
В ней собрана большая часть знаний и основных концепций, циркулирующих в высокотехнологических отраслях, которые изложены в контексте начала, середины и конца жизненного цикла сети. А еще множество примеров и дорожная карта для ваших собственных продуктов.
Вот что вас ждет под обложкой:
- личный опыт руководителя и интервью с топ-менеджерами LinkedIn, Twitch, Zoom, Dropbox, Tinder, Uber, Airbnb u Pinterest;
- подробные разборы запуска удачных и провалившихся сетевых продуктов с выводами;
- теоретическая база: полный цикл жизни сетевых продуктов и общие закономерности этого рынка;
- схемы и принципы, которые можно применять в различных продуктах и отраслях.
Новый мессенджер, маркетплейс или агрегатор — всем им нужны первоначальные пользователи, чтобы привлекать других и быстро развиваться. В какой бы сфере вы ни работали, сетевые эффекты открывают путь для прорыва новых продуктов.
По материалам книги «От одного пользователя до миллиона»