Владимир Моженков, автор нескольких бестселлеров и генеральный директор с 30-летним опытом, в своей книге «ГЕН команды» обращается к проблеме мотивации сотрудников. Он делится работающими инструментами и интересными примерами из своего опыта. В этом материале рассмотрим три стратегии оплаты труда. Благодарим за поддержку книги банк Точка.
Стратегия 1. Платить ниже рынка
Большинство людей хотят работать в компании, где им будут достойно платить и создавать комфортные условия труда. Причем иногда второе даже важнее. Поэтому стала возможна первая стратегия оплаты труда: платить ниже рынка.
Есть несколько крупных сильных компаний, которые осознанно так поступают. Сотрудники понимают, что получают ниже рынка, но держатся за работу: престижно, корпоративная культура сильная. Например, за один час на конвейере в корпорации Tesla сотрудники получают у них $19. А у конкурентов, General Motors и Ford, платят $26. Но очереди стоят к Tesla. Потому что стильно, модно, молодежно.
Стратегия 2. Платить на уровне рынка
Второй подход — платить на уровне рынка. Просто и понятно: изучаешь стоимость труда, разговариваешь с коллегами, смотришь кандидатов и их запросы на собеседованиях.
Это хорошая стратегия, но, чтобы привлекать достигаторов и подвигантов в компанию, вдобавок к зарплате на уровне рынка нужно что-то еще: например, уникальная корпоративная культура.
Стратегия 3. Рынок +
Стратегия «Рынок+» — великая формула мотивации. По словам Моженкова, когда они ввели «Рынок + 20», то стали самой прибыльной компанией в отрасли. Конечно, 20% — условность: кто-то зарабатывал на 10% больше, другие — на 30–40%. Главное, что при такой мотивации каждый член команды может работать за двоих, а получать на 20–30% больше. Колоссальная экономия на производительности труда.
Конечно, к формуле «Рынок + 20» пришли не сразу. Сначала было «Рынок + 5», потом «Рынок + 10». Заметили, что стали приходить лучшие профессионалы.
Какая мотивация вам ближе? Выбрали? А теперь поясните свой выбор команде.
Если у вас в компании зарплата ниже рыночной — честно объясните сотрудникам причины этого. Люди любят и ценят, когда им говорят правду — даже неприятную.
Если ваша команда получает на уровне рынка — тоже расскажите об этом. Поясните, что конкретно, помимо зарплаты, вы как компания можете предложить — и уже предлагаете — сотрудникам.
Если же вы работаете по модели «Рынок+», плáтите выше рынка — вам и карты в руки: не стесняйтесь, прямо об этом заявите. И подчеркните, что достойную зарплату смогут получать достойные. А с «якорями» придется попрощаться.
Однако будьте начеку: всякое бывает, особенно в кризис. Если сильно прижало, уменьшайте зарплату сначала себе, потом топ-менеджерам и лишь после этого, если не можете выплыть, синим воротничкам. В кризис выбора нет: нужно выживать.
Сжаться как пружинка, чтобы потом выстрелить.
Подготовлено по книге «ГЕН команды».
Книга издана при поддержке банка Точка.