Дешевые кредиты — это хорошо или плохо? С одной стороны, они помогают экономике быстро расти, с другой — ведут к формированию «пузырей», которые рано или поздно лопаются. Рэй Далио, миллиардер и один из 100 самых влиятельных людей мира, проанализировал, как протекают долговые кризисы. Оказывается, всё развивается по определенным сценариям. Поняв их, мы можем подготовиться к следующим кризисам — и пройти без потерь.
Книга «Большие долговые кризисы» — это пособие с практическими советами о том, что нужно и что не нужно делать. Далио создал шаблон больших долговых кризисов и вывел основные принципы их преодоления. И привел 48 примеров кризисов из мировой истории с графиками, комментариями и выводами.
Кризис по шаблону
Большие долговые кризисы
«После того как меня не раз заставали врасплох события, с которыми я ранее не сталкивался, я решил более не полагаться на собственный опыт, а изучить все крупные экономические и рыночные потрясения в истории так, чтобы они представлялись мне собственным „виртуальным опытом“ — словно я сам переживал эти события в реальном времени», — пишет Далио.
Он изучил примеры из истории в хронологическом порядке, как если бы сам побывал в тех реалиях. И обнаружил, что, используя средние значения, можно лучше представить себе и изучить причинно-следственные связи происходящего. Это привело к созданию шаблонов или архетипов кризисов.
Брать или отдавать
Когда кредит получить легко — происходит экономический рост. Когда кредит получить трудно — случается рецессия. Доступность кредита контролируется главным образом центральным банком. Со временем каждое «дно» и каждый «пик» цикла завершаются большей экономической активностью, чем в предыдущем цикле, и с большим объемом долгов. Почему?
В результате долги растут быстрее доходов в течение продолжительного времени. Это приводит к образованию долгосрочного кредитного цикла.
Юбилейный год
Когда объем предлагаемых кредитных средств велик, заемщики тратят больше, чем могут оплатить, что дает ощущение процветания. В свою очередь заимодавцы, у которых прекрасно идет дело, куда более услужливы, чем следовало бы в этой ситуации.
Происходит самоусиливающийся спад экономики, который не так просто остановить. Такая динамика порождает долгосрочные кредитные циклы. Она существует столько, сколько и кредит, и ее можно проследить задолго до древних римлян. Даже в Ветхом Завете упоминается необходимость прощать все долги раз в 50 лет — в «юбилейный год».
История повторяется
«За свою жизнь я прошел через загнивание и постепенный распад глобальной валютной системы (Бреттон-Вудской системы) в 1966–1971 гг., инфляционный „пузырь“ 1970-х и его разрыв в 1978–1982 гг., латиноамериканскую инфляционную депрессию 1980-х, японский „пузырь“ конца 1980-х и его разрыв в 1988–1991 гг., глобальные долговые „пузыри“, в результате которых произошел „крах доткомов“ в 2000 г., и „великий“ делеверидж 2008-го.
Изучая же историю экономики, я смог стать свидетелем и участником коллапса Римской империи в V веке н. э., долговой реструктуризации в США в 1789 г., жизни в Веймарской республике в 1920-х, глобальной Великой депрессии и Второй мировой войны, захлестнувшей множество стран в 1939–1945 гг., и многих других кризисов».
Измеримые характеристики «пузырей»
События цикличны. Изучая историю, можно увидеть закономерности и разработать общие принципы решения повторяющихся проблем. Осталось научиться их использовать.
Наблюдать за экономикой день за днем — все равно что находиться посреди бурана, когда миллионы частиц информации бьют в лицо и нужно синтезировать их в одно. Непросто. Но если получится — к следующему «бурану» вы будете готовы.
По книге «Большие долговые кризисы».