Правильная линия аргументации, знания тактик убеждения и постоянная практика — главные составляющие успеха мастера убеждений. Но если в споре вам пришлось занять оборонительную сторону, пора применить тактики отрицания аргументов.
Следующие 7 приемов помогут вам ответить оппоненту так, чтобы разрушить любой его довод.
Прием «Это все сомнительно»
Суть приема в последовательном возражении доводам оппонента. Это «классический» и самый популярный способ.
Ваша задача опровергать аргументы противника. Сомневаться в цифрах, датах и любых данных статистики.
Аргумент: «Мои слова подтверждает статистика. Исследования показывают, что стартапы в этом направлении бизнеса не приносят прибыли».
Контраргумент: «Откуда такая сомнительная статистика? У меня совершенно иная информация. Согласно ей, Стартап № 1 и Стартап № 2 успешно развиваются».
Кстати, о статистике. Марк Твен популяризовал остроумную фразу: «Есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Часто ораторы используют непроверенные цифры, поэтому всегда проверяйте источники на достоверность.
Прием «Вы противоречите сами себе!»
Найдите в рассуждениях оппонента взаимоисключающие доводы и заострите на них внимание. Если собеседник сам запутался в своих выводах, как он может кого-то в них убедить?
Аргумент: «Мы отклоняем вашу идею. Презентация — ужасна».
Контраргумент: «Подождите. Раньше вы говорили, что реализация невозможна из-за финансирования. А теперь утверждаете, что из-за плохой презентации. Какая точная причина отказа?».
Прием «Мнимое следствие»
Если между выводами оппонента неточная причинно-следственная связь (или ее вовсе нет), укажите на это.
Собеседник может выстроить мнимую связь между своими выводами. Аргументы могут быть никак не связаны между собой, доводы могут не доказывать первоначальный тезис.
Отследить ложную цепочку выводов не всегда легко, поэтому этот метод требует повышенного внимания.
Аргумент: «Не понимаю, почему люди жалуются на жизнь. Разве мы плохо живем? Вот вы ведь не голодаете?».
Контраргумент: «Как мой образ жизни связан с общим положением в стране? Если не голодаю я, это не значит, что не голодают другие».
Прием «Целься в примеры»
Этот метод эффективен, когда доводы оппонента достаточно сильны, а подобрать весомый контраргумент сложно.
Отрицайте не сам аргумент, а его примеры и поддерживающие доводы. Когда разбиты примеры, аргумент тоже кажется сомнительным.
Аргумент: «Ни один студент, после получения высшего образования не работает по специальности! Отучились на учителей и библиотекарей, а работают менеджерами по продажам!».
Контраргумент: «Не драматизируйте. У меня есть отличный пример. Моя сестра выучилась на библиотекаря и работает по специальности, как и большинство ее сокурсников. Я бы не стал утверждать, что все учителя работают не по специальности».
Прием «Не убедил! Не верю!»
Суть метода очень простая: заявите оппоненту, что его аргументы неубедительны.
Вы не согласны с тезисом, доводов слишком мало или они недостаточно доказаны.
Это простая и очень действенная тактика. Прямо заявите, что собеседник вас не убедил, так вы поставите его в тупик. Добавьте несколько контраргументов против его исходного тезиса для закрепления.
Контраргумент: «Извините, но ваш довод кажется мне голословным. Чем вы можете подкрепить ваши слова?».
Прием «Лови бумеранг»
Обратите слова или нападки оппонента против него самого. Но соблюдайте разумную осторожность, ведь такой «бумеранг» может вернуться.
Не путайте этот метод с псевдо-аргументами «сам такой», «от такого слышу»! Это уже не спор вовсе.
Аргумент: «Мы больше не будем с вами работать, потому что ваши цены выше, чем у других!».
Контраргумент: «Именно об этом я и пришел с вами поговорить!».
Прием «Полный абсурд!»
Этот способ использовали ораторы еще в античные времена.
Гипертрофируйте доводы собеседника, преувеличьте и укажите на нелепость и несостоятельность идеи.
Такой метод не имеет никакой доказательной силы. Это и не контраргумент вовсе. Он выигрывает за счет значительной доли юмора и самоиронии. Сарказм и юмор имеет весомую силу в процессе любого общения.
Эффективен в ответах на критические замечания: «Вы не справились с этой работой!»
«Естественно! Я же ни с чем справиться не могу. На самом деле, за все время, пока у вас работаю, я ничего не сделал. Прилетал волшебник и все делал за меня!»
Но не забывайте о контексте. Этот прием подойдет далеко не в каждой ситуации.
В любой полемике, помните о 3 «НЕ»:
- НЕ переходите на личности;
- НЕ оскорбляйте;
- НЕ пререкайтесь.
Уважайте мнение и личность оппонента, но и не давайте себя в обиду.
По материалам книг «Убеждение», «Искусство влияния», «Психология убеждения», «Переговоры без поражения».
Источник обложки