Люди бывают разные. Приятные и не очень. Адекватные и не совсем. Иногда их слова и поступки задевают нас и отравляют рабочие будни. Что делать, если на работе завелся провокатор, который пытается вас разозлить, расстроить или выставить в дурном свете? Учимся обезвреживать провокатора.
Проверьте адекватность своей реакции
Первым делом убедитесь, что перед вами действительно провокатор, который действует вам во вред. Может быть, вам только кажется, что вас провоцируют? Чтобы выяснить это, будьте начеку — как во время обучения вождению — и следите за всем, что происходит вокруг. Посмотрите, как окружающие реагируют на провокатора: расстраиваются, злятся, с интересом наблюдают за ситуацией или поддерживают его? Спросите у коллеги, которому доверяете, как он оценивает ситуацию. Видит ли он то, что видите вы? Подумайте, насколько адекватна ваша реакция.
Постарайтесь выяснить причину
Если вам кажется, что кто-то относится к вам недоброжелательно, в первую очередь постарайтесь выяснить причину. Может, он проиграл ощутимую сумму на собачьих бегах. Может, его отец никогда не говорил ему «Я люблю тебя». Может (в конце-то концов), на нем неудобное белье. Если вы убедите себя в том, что причина недовольства именно в этом, то сможете вернуть себе душевное равновесие и симпатию к людям.
Двигайтесь маленькими шагами
Если вы стремительно несетесь по карьерной лестнице, на каждом углу рассказываете о своих амбициозных целях и больших победах — возможно, вы сами провоцируете провокатора. Усилия, направленные на большую победу, вызывают ответный огонь.
Попробуйте использовать тактику маленьких побед. В этом случае провокатор может решить, что слишком хлопотно заниматься противодействием такой ерунде, или вообще их не заметить. Однако не исключено, что со временем серия маленьких побед превратится в большую победу над оппонентом.
Постарайтесь придумать маленькие шаги для снижения воздействия яда, распыляемого провокатором. Создавайте очаги безопасности и поддержки, объединяйтесь с теми, кому доверяете. Ищите маленькие сражения, которые можете выиграть. Накапливая их, вы сможете медленно, но верно изменить правила игры.
Уклоняйтесь
Самая разумная тактика взаимодействия с провокатором — уклонение. Ограничивайте частоту и интенсивность столкновений с неприятным человеком, его оскорбительными словами и презрительными взглядами. Чем реже вы с ним встречаетесь, тем целее будет ваше чувство собственного достоинства, душевное состояние и физическое здоровье.
Встречайтесь с ним как можно реже. Если вынуждены контактировать, старайтесь ограничиться письмом или звонком. Планируйте совещания таким образом, чтобы они были короткими.
Найдите спокойное место для работы и постарайтесь пересекаться с провокатором как можно реже. — Источник
Отстраняйтесь
Когда избежать встречи не удается, используйте тактику отстранения. Если вы бурно реагируете на слова и действия провокатора, это, вероятно, еще сильнее раззадоривает его. Практикуйте безразличие и эмоциональную отстраненность.
Думайте о чем-то приятном так часто, как только сможете, и продолжайте это занятие изо дня в день до тех пор, пока провокатор не потеряет к вам интерес или не исчезнет из поля зрения. Никто не обладает абсолютной властью над своим окружением, и каждый порой вынужден находиться в гнетущей компании придурков, которых не переделать. Часто лучший выход из эмоционального тупика, связанного с обстоятельствами, — наплевать на этого подлеца. Бесстрастное отношение помогает избежать эмоционального выгорания и сохранить душевное здоровье.
Будьте честны
Возможно, провокатор пытается выставить вас в дурном свете — показать некомпетентным, глупым или смешным. Он не сможет добиться этой цели только в одном случае — если вы будете честны.
Если провокатор задает вопросы, на которые вы не знаете ответы, не пытайтесь изображать то, чего нет. Не начинайте оправдываться. Просто скажите: «Я не знаю» или «Проект еще не готов». Мы выглядим глупо, не когда чего-то не знаем. Проблемы начинаются, когда мы пытаемся казаться тем, кем не являемся.
Внушайте позитивный страх
Позитивный страх заставляет окружающих чувствовать, что вы сильны и уверены в себе. Для этого вы должны обладать следующими качествами.
1. Быть цельной личностью.
2. Верить в то, что говорите.
3. Быть мужественным (независимо от пола).
4. Сопереживать.
Провокатор может вести себя таким образом, потому что видит в вас угрозу. Исследования показывают, что социальная угроза (например, потери своего статуса) воспринимается так же остро, как угроза физическая. Когда вы устрашаете людей, вы рождаете в них агрессию. Нужно помнить об этом и сопереживать другим.
Вы должны вести себя так, чтобы собеседник чувствовал себя спокойно. Тогда снизится содержание адреналина в его крови.
Если у вас есть все перечисленные качества, то внушаемый вами другим страх может стать очень действенным средством. Он устанавливает порядок (как в средней школе), социальный и деловой статус, играющие ключевую роль в бизнесе.
Покажите, что вы всё видите
Попробуйте вывести провокатора на чистую воду. Прямо, но как будто между прочим вызовите его на разговор. Лучше всего — с юмором и в присутствии третьих лиц.
Скажите: «Можно тебя на минуточку? Я заметил, что ты _________. Мне интересно, почему ты так себя ведешь, когда встает вопрос о ___________. Ты можешь помочь мне разобраться в этом?»
Не вступайте в конфликт, но покажите, что вы заметили действия провокатора. — Источник
Если провокатор не понимает (или делает вид), о чем речь, задайте еще несколько вопросов:
«Ты понимаешь, что практически полностью устранил меня из того разговора?»
«Ты понимаешь, что ведешь себя несколько… кхм… неправильно?»
«Когда ты на меня так смотришь, что ты хочешь этим показать? Обиду или раздражение?»
Посмотрите на собеседника так, будто неожиданно на улице вы столкнулись с собачкой породы чихуахуа, одетой в форму моряка и идущей на задних лапах. Вы слегка озадачены. Вы не улыбаетесь. Ваши приподнятые брови как будто говорят: «Что случилось? Почему ты так себя ведешь?»
Возмутитель спокойствия будет ошарашен. Ваше недоумение и рассудительность снизят накал страстей. Ваш собеседник будет либо эмоционально подавлен, либо как минимум встревожен. Или то и другое вместе. Даже если он никогда не ответит на ваши вопросы, он поймет, что вы сделали заявление: «Я все вижу». И окружающие станут больше вас уважать.
По материалам книг «У них так принято», «Личные границы», «Не работайте с м*даками»
Обложка поста — unsplash.com