Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Обзоры книг
Придется напрячься. Демонизация, 3 подхода к переговорам и 4 альтернативы сотрудничеству
13 марта 2018 3 431 просмотр


Таня Бурцева

Не важно в какой компании мы работаем и какую цель преследуем, нам нужно работать с другими людьми. Среди них встречаются те, с кем мы не согласны, кому мы не доверяем, а также те, кто нам не нравится. И мы разрываемся на части: с одной стороны, мы обязаны с ними работать, с другой — не должны с ними связываться. Сотрудничество оказывается одновременно долгом и обузой. Как же нам быть?

На этот вопрос отвечает автор книги «В команде с врагом» Адам Каханэ. За последние 25 лет он работал более чем в 50 странах — с чиновниками и политиками, генералами и партизанами, госслужащими и представителями профсоюзов, лидерами общин и священнослужителями, — помогая им сотрудничать.

Демонизация

Чаще всего, сталкиваясь по работе с людьми, с которыми мы не придерживаемся общей точки зрения, возникают проблемы. Если они сомневаются в нашем профессионализме, если мы не доверяем им, если считаем правильным противоположное — мы начинаем воспринимать оппонентов своими врагами. То есть считать их причиной всех проблем и источником всех бед.

Говоря в шутку нечто вроде: «Я упорный, ты упрямый, а он твердолобый идиот», мы демонизируем человека. Иными словами, это означает: я вижу вещи по-своему, ты не прав, а он враг.

Демонизация встречается повсюду. СМИ пронизаны ею: изо дня в день люди воспринимают друг друга не просто как оппонентов, которых хочется переспорить, но как врагов, которых нужно уничтожить. Вра- гам дают разные имена: националисты и космополиты, иммигранты и расисты, корпорации и зоозащитники, террористы и неверные

«Я никогда не смогу работать с этими людьми!»

Демонизация, дегуманизация, навешивание ярлыков свойственны политическому дискурсу во всем мире. И мы склонны к демонизации не только в политике, но и дома, и на работе. Синдром демонизации — суть проблемы сотрудничества. Проблема сотрудничества встает перед нами, как только мы заявляем: «Я никогда не смогу работать с этими людьми!»

Мы не сможем понять, как сотрудничать, пока не поймем, в каких случаях это нужно делать. Сотрудничество — лишь один из четырех вариантов подхода к сложной ситуации. И не всегда оно лучший выбор.

А нужно ли сотрудничать?

По мнению многих, сотрудничество по умолчанию лучший и самый правильный вариант: ведь все мы взаимозависимы и взаимосвязаны, и потому обязаны работать вместе. Но мы не всегда можем работать со всеми и никогда не можем не работать ни с кем, поэтому сотрудничество нельзя назвать ни абсолютно верным, ни абсолютно не- годным вариантом. На практике мы должны в каждой ситуации решать, сотрудничать нам или нет.

Четыре альтернативы сотрудничеству

1. «Мы приспосабливаемся»
Мы пытаемся приспосабливаться, когда понимаем, что изменить ситуацию не удастся и, следовательно, нужно найти способ жить в ней. Приспособление может потребовать недюжинных талантов, мудрости и смелости, но наши действия сильно ограничиваются.

Преимущество приспособления заключается в том, что оно позволяет нам прожить жизнь, не тратя энергию на бесплодные попытки изменить вещи, которые мы не в силах изменить. Иногда приспособление работает отлично, иногда оно не помогает, но это максимум того, что можем совершить. Риск же состоит в том, что некоторые ситуации настолько враждебны, что к ним не то что нельзя приспособиться, в них сложно даже выжить.

2. «Мы уклоняемся»
Мы пытаемся уклониться, когда не верим, что способны изменить ситуацию, но больше не желаем в ней находиться. Мы можем уволиться, развестись, уйти. Иногда все бросить легко и просто, но такой выбор требует отказа от многого, что нам дорого.

3. «Мы принуждаем»
Мы пытаемся принуждать, когда считаем, что обязаны изменить ситуацию и способны это сделать, не советуясь с другими (в одностороннем порядке). Мы уверены, что в одиночку или вместе с коллегами и друзьями легко заставим остальных выполнить наши указания. Существует множество способов навязать свое мнение: миром или насильственно, наделяя людей правами или лишая их прав, с помощью наших идей, навыков, групп поддержки, голосов, власти, денег или оружия.

Но при попытке надавить на людей, имеющих другое мнение, те попытаются надавить на нас в ответ. Таким образом, мы рискуем вообще не получить тот результат, к которому стремимся.

4. «Мы сотрудничаем»
Мы пытаемся сотрудничать, когда хотим изменить ситуацию, в которой находимся, и считаем, что можем этого добиться, только если будем работать с другими (на многосторонней основе). По нашему мнению, нам не удастся разобраться самостоятельно в том, что нужно сделать, а если и удастся, то сами мы не справимся. Мы можем хотеть или не хотеть сотрудничать, но полагаем, что в данной ситуации без этого не обойтись.

Сотрудничество дает возможность по мере работы с другими людьми, пусть даже с оппонентами или врагами, а также с коллегами и друзьями, найти более эффективный путь разрешения конфликта и приобрести заметное и более устойчивое влияние на ситуацию.

Мы можем рассмотреть свой выбор из четырех вариантов сквозь призму отношений власти и подчинения. С этой точки зрения мы выбираем сотрудничество только тогда, когда оно представляет собой наилучший способ достижения наших целей.

Сотрудничество ≠ гармония и согласие

Мы считаем, что сотрудничество — это быть всем в одной команде, идти в одном направлении, достигать согласия во всех вопросах, решать поставленные задачи и убеждать всех поступать так, как нам нужно. Мы предполагаем, что традиционное сотрудничество выглядит как распланированная деловая встреча, что оно может и должно быть под контролем. Но Адам Каханэ утверждает: это типичное представление не верно.

Повышаем ↑ напряжение

В сложной ситуации, когда приходится работать с самыми разными людьми, сотрудничество невозможно контролировать. При нетрадиционном, напряженном сотрудничестве мы отказываемся брать на себя ответственность. Мы отвергаем нереалистичные представления о гармонии, стабильности и подчинении и признаем беспорядочную реальность противоречий, проб и ошибок и совместного творчества.

Напряженное сотрудничество позволяет нам добиться результатов даже в сложных ситуациях, когда приходится иметь дело с оппонентами, соперниками или противниками.

Учимся напрягаться правильно

Чтобы научиться напряженному сотрудничеству, мы должны радикально изменить свой подход к переговорам.

1. Нужно сместить фокус с коллективных целей и гармонии в команде и двигаться в сторону признания конфликта и связей внутри и вне команды.

2. Выбирая способ продвижения вперед, нужно перестать настаивать на четком согласии по поводу нашей проблемы, ее решения и плана действий и настроиться на экспериментальный процесс, в котором учитываются различные точки зрения и возможности.

3. Не надо пытаться изменить то, что делают другие люди. Нужно стремиться к полному включению в действие и желанию изменить себя.

Движение к цели в сложных ситуациях, когда приходится сотрудничать с теми, кто в чем-то с нами не согласен, никогда не бывает прямолинейным. Понадобится приложить немалые усилия, для того чтобы сбалансировать потребности и перейти к действиям. Идея напряженного сотрудничества не избавит вас от этого труда, но она поможет работать с меньшим риском, меньше отвлекаться и действовать более осознанно и комплексно.

Нестандартный способ

Напряженное сотрудничество — нестандартный способ работать с людьми, включающий три базовых изменения в нашем подходе к переговорам.

1. Принятие конфликта и взаимосвязей
Этот этап требует применять в работе два дополняющих друг друга фактора, а не выбирать один. Эти факторы: сила — самореализация, проявляющаяся в самоутверждении, и любовь — воссоединение, проявляющееся во взаимодействии. Вам нужно использовать эти факторы по очереди, а не одновременно.

2. Движение вперед методом проб и ошибок
Необходимо прокачать свое умение использовать в переговорах методы диалога и чувствующего присутствия. Эти способы слушать и говорить позволяют открыть новые возможности. В то же время такие методы, как загрузка и дискуссия, лишь укрепляют сложившееся положение вещей. Таким образом, мы должны открыто говорить друг с другом и, что особенно важно, — слушать.

3. Вступление в игру
Требуется самому браться за дело, желая изменить себя, а не оставаться в стороне или быть над схваткой и пытаться изменить других людей.

Большинству из нас непривычно и неудобно напрягаться, потому что для этого нужно изменить привычный образ мыслей и действий. Но чтобы закрепить новую привычку, нужно практиковаться снова и снова. Подробнее об этой методике, с реальными примерами и интересными упражнениями — в книге «В команде с врагом».

Обложка поста: pixabay.

Похожие статьи