Не важно в какой компании мы работаем и какую цель преследуем, нам нужно работать с другими людьми. Среди них встречаются те, с кем мы не согласны, кому мы не доверяем, а также те, кто нам не нравится. И мы разрываемся на части: с одной стороны, мы обязаны с ними работать, с другой — не должны с ними связываться. Сотрудничество оказывается одновременно долгом и обузой. Как же нам быть?
На этот вопрос отвечает автор книги «В команде с врагом» Адам Каханэ. За последние 25 лет он работал более чем в 50 странах — с чиновниками и политиками, генералами и партизанами, госслужащими и представителями профсоюзов, лидерами общин и священнослужителями, — помогая им сотрудничать.
Демонизация
Чаще всего, сталкиваясь по работе с людьми, с которыми мы не придерживаемся общей точки зрения, возникают проблемы. Если они сомневаются в нашем профессионализме, если мы не доверяем им, если считаем правильным противоположное — мы начинаем воспринимать оппонентов своими врагами. То есть считать их причиной всех проблем и источником всех бед.
Говоря в шутку нечто вроде: «Я упорный, ты упрямый, а он твердолобый идиот», мы демонизируем человека. Иными словами, это означает: я вижу вещи по-своему, ты не прав, а он враг.
Демонизация встречается повсюду. СМИ пронизаны ею: изо дня в день люди воспринимают друг друга не просто как оппонентов, которых хочется переспорить, но как врагов, которых нужно уничтожить. Вра- гам дают разные имена: националисты и космополиты, иммигранты и расисты, корпорации и зоозащитники, террористы и неверные
«Я никогда не смогу работать с этими людьми!»
Демонизация, дегуманизация, навешивание ярлыков свойственны политическому дискурсу во всем мире. И мы склонны к демонизации не только в политике, но и дома, и на работе. Синдром демонизации — суть проблемы сотрудничества. Проблема сотрудничества встает перед нами, как только мы заявляем: «Я никогда не смогу работать с этими людьми!»
Мы не сможем понять, как сотрудничать, пока не поймем, в каких случаях это нужно делать. Сотрудничество — лишь один из четырех вариантов подхода к сложной ситуации. И не всегда оно лучший выбор.
А нужно ли сотрудничать?
По мнению многих, сотрудничество по умолчанию лучший и самый правильный вариант: ведь все мы взаимозависимы и взаимосвязаны, и потому обязаны работать вместе. Но мы не всегда можем работать со всеми и никогда не можем не работать ни с кем, поэтому сотрудничество нельзя назвать ни абсолютно верным, ни абсолютно не- годным вариантом. На практике мы должны в каждой ситуации решать, сотрудничать нам или нет.
Четыре альтернативы сотрудничеству
1. «Мы приспосабливаемся»
Мы пытаемся приспосабливаться, когда понимаем, что изменить ситуацию не удастся и, следовательно, нужно найти способ жить в ней. Приспособление может потребовать недюжинных талантов, мудрости и смелости, но наши действия сильно ограничиваются.
Преимущество приспособления заключается в том, что оно позволяет нам прожить жизнь, не тратя энергию на бесплодные попытки изменить вещи, которые мы не в силах изменить. Иногда приспособление работает отлично, иногда оно не помогает, но это максимум того, что можем совершить. Риск же состоит в том, что некоторые ситуации настолько враждебны, что к ним не то что нельзя приспособиться, в них сложно даже выжить.
2. «Мы уклоняемся»
Мы пытаемся уклониться, когда не верим, что способны изменить ситуацию, но больше не желаем в ней находиться. Мы можем уволиться, развестись, уйти. Иногда все бросить легко и просто, но такой выбор требует отказа от многого, что нам дорого.
3. «Мы принуждаем»
Мы пытаемся принуждать, когда считаем, что обязаны изменить ситуацию и способны это сделать, не советуясь с другими (в одностороннем порядке). Мы уверены, что в одиночку или вместе с коллегами и друзьями легко заставим остальных выполнить наши указания. Существует множество способов навязать свое мнение: миром или насильственно, наделяя людей правами или лишая их прав, с помощью наших идей, навыков, групп поддержки, голосов, власти, денег или оружия.
Но при попытке надавить на людей, имеющих другое мнение, те попытаются надавить на нас в ответ. Таким образом, мы рискуем вообще не получить тот результат, к которому стремимся.
4. «Мы сотрудничаем»
Мы пытаемся сотрудничать, когда хотим изменить ситуацию, в которой находимся, и считаем, что можем этого добиться, только если будем работать с другими (на многосторонней основе). По нашему мнению, нам не удастся разобраться самостоятельно в том, что нужно сделать, а если и удастся, то сами мы не справимся. Мы можем хотеть или не хотеть сотрудничать, но полагаем, что в данной ситуации без этого не обойтись.
Сотрудничество дает возможность по мере работы с другими людьми, пусть даже с оппонентами или врагами, а также с коллегами и друзьями, найти более эффективный путь разрешения конфликта и приобрести заметное и более устойчивое влияние на ситуацию.
Мы можем рассмотреть свой выбор из четырех вариантов сквозь призму отношений власти и подчинения. С этой точки зрения мы выбираем сотрудничество только тогда, когда оно представляет собой наилучший способ достижения наших целей.
Сотрудничество ≠ гармония и согласие
Мы считаем, что сотрудничество — это быть всем в одной команде, идти в одном направлении, достигать согласия во всех вопросах, решать поставленные задачи и убеждать всех поступать так, как нам нужно. Мы предполагаем, что традиционное сотрудничество выглядит как распланированная деловая встреча, что оно может и должно быть под контролем. Но Адам Каханэ утверждает: это типичное представление не верно.
Повышаем ↑ напряжение
В сложной ситуации, когда приходится работать с самыми разными людьми, сотрудничество невозможно контролировать. При нетрадиционном, напряженном сотрудничестве мы отказываемся брать на себя ответственность. Мы отвергаем нереалистичные представления о гармонии, стабильности и подчинении и признаем беспорядочную реальность противоречий, проб и ошибок и совместного творчества.
Напряженное сотрудничество позволяет нам добиться результатов даже в сложных ситуациях, когда приходится иметь дело с оппонентами, соперниками или противниками.
Учимся напрягаться правильно
Чтобы научиться напряженному сотрудничеству, мы должны радикально изменить свой подход к переговорам.
1. Нужно сместить фокус с коллективных целей и гармонии в команде и двигаться в сторону признания конфликта и связей внутри и вне команды.
2. Выбирая способ продвижения вперед, нужно перестать настаивать на четком согласии по поводу нашей проблемы, ее решения и плана действий и настроиться на экспериментальный процесс, в котором учитываются различные точки зрения и возможности.
3. Не надо пытаться изменить то, что делают другие люди. Нужно стремиться к полному включению в действие и желанию изменить себя.
Движение к цели в сложных ситуациях, когда приходится сотрудничать с теми, кто в чем-то с нами не согласен, никогда не бывает прямолинейным. Понадобится приложить немалые усилия, для того чтобы сбалансировать потребности и перейти к действиям. Идея напряженного сотрудничества не избавит вас от этого труда, но она поможет работать с меньшим риском, меньше отвлекаться и действовать более осознанно и комплексно.
Нестандартный способ
Напряженное сотрудничество — нестандартный способ работать с людьми, включающий три базовых изменения в нашем подходе к переговорам.
1. Принятие конфликта и взаимосвязей
Этот этап требует применять в работе два дополняющих друг друга фактора, а не выбирать один. Эти факторы: сила — самореализация, проявляющаяся в самоутверждении, и любовь — воссоединение, проявляющееся во взаимодействии. Вам нужно использовать эти факторы по очереди, а не одновременно.
2. Движение вперед методом проб и ошибок
Необходимо прокачать свое умение использовать в переговорах методы диалога и чувствующего присутствия. Эти способы слушать и говорить позволяют открыть новые возможности. В то же время такие методы, как загрузка и дискуссия, лишь укрепляют сложившееся положение вещей. Таким образом, мы должны открыто говорить друг с другом и, что особенно важно, — слушать.
3. Вступление в игру
Требуется самому браться за дело, желая изменить себя, а не оставаться в стороне или быть над схваткой и пытаться изменить других людей.
Большинству из нас непривычно и неудобно напрягаться, потому что для этого нужно изменить привычный образ мыслей и действий. Но чтобы закрепить новую привычку, нужно практиковаться снова и снова. Подробнее об этой методике, с реальными примерами и интересными упражнениями — в книге «В команде с врагом».
Обложка поста: pixabay.