Недавно пообщались с Юлей Черновой, старшим специалистом по обучению в «Петер-Сервис» — компанией, с помощью ПО, которое они разрабатывают, совершается почти каждый звонок в стране. Расспросили про особенности обучения в IT-отрасли, узнали список книг, которые чаще всего читают сотрудники, спросили, что сделать, чтобы в компании появилась корпоративная библиотека, и заглянули в будущее обучения. Заваривайте чай и наслаждайтесь беседой вместе с нами.
Юля, расскажите, на каких темах вы больше всего фокусируете внимание в обучении?
IТ — отрасль, в которой самое важное — это люди. Коллеги четко понимают это и фокусируются не только на развитии своих технических компетенций, но также много внимания уделяют улучшению взаимодействия в команде, со смежными подразделениями, с заказчиками.
Естественно, сейчас большая часть коммуникаций проходит опосредованно (через почту, мессенджеры), но на фоне этого «живое» общение приобретает еще большую ценность. Наши сотрудники учатся мастерски слушать и слышать, задавать «правильные» вопросы, аргументировать позицию в диалоге, управлять своими эмоциями и эмоциями собеседника. Поэтому у нас самый популярный тренинг — по коммуникациям.
Также мы уделяем особое внимание теме организации работы команды. Многие коллеги выступают в роли тимлидов, скрам-мастеров, поэтому центральными темами обучения становятся развитие управленческих умений, а также фасилитация.
Умение управлять дискуссией —- это важный навык, который нужен многим нашим сотрудникам почти каждый день, ведь эффективное проведение рабочих встреч, вовлечение всех участников помогает поднять качество групповых решений на новый уровень. (Прим. ред.: в МИФе скоро выйдет книга «Фасилитация на практике».)
Я постоянно слышу, что вы очень много внимания уделяете soft skills. Эта инициатива идет сверху или снизу?
Она точно обоюдная 🙂 Я вижу, что у ребят есть большой интерес к психологии, к людям. Ну а мы, собственно, предлагаем им партнерство в этом.
Нам очень важно, чтобы коллеги имели возможность развиваться в разных направлениях и использовать для этого удобные инструменты (будь то очное групповое обучение, индивидуальный коучинг или чтение в свободное время).
Сейчас знания очень быстро устаревают, поэтому крайне важно быть в курсе самых последних тенденций и лучших практик. Айтишники очень жадные до знаний. В самом хорошем смысле этого слова 🙂 Мы стараемся не отставать и находить для ребят лучшее из лучшего.
Какие книги МИФа у вас самые популярные?
Я бы сказала, что все книги, связанные с вызовами себе. У нас была Адская неделя, которую проводил МИФ. С тех пор книга «На пределе» не выходит из ТОПа. Еще популярны «Выйди из зоны комфорта», «Сила воли», «Почему никто не рассказал мне это в 20?».
Одна из книжных полок в офисе «Петер-Сервис».
Татьяна Тангишева из компании BIOCAD поделилась своим наблюдением: сотрудники, читая книги, развивают мышление и, следовательно, принимают более качественные решения. Замечали ли вы такую связь?
Я психолог по образованию и могу вам совершенно точно сказать, что такая связь есть. Чем больше ты читаешь, тем больший «подарок» для своего мышления делаешь. Помимо общего кругозора, это помогает развивать память и внимание. Давно доказано, что если есть пища для размышления, если мозг неустанно решает сложные задачки-головоломки (прим.ред.: подробнее про это в книге «Гибкий ум»), то он медленнее стареет. Чтение «омолаживает». Даеет возможность быть более гибким, принимать качественно новые решения, а также видеть более широкую картину происходящего.
Вы недавно увеличили доступ в электронную библиотеку с 1 тыс. до 3 тыс. человек. Почему? Какие наблюдения этому способствовали?
Наша компания активно расширяется. Сейчас у нас уже более 1200 сотрудников. Но скоро станет еще больше. И нам хотелось, чтобы все они имели доступ к такой большой базе знаний. С другой стороны, мы хотим использовать библиотеку для привлечения внимания соискателей к нашей компании на конференциях, на встречах профессиональных IT-сообществ, которые мы посещаем. Чтобы потенциальные сотрудники могли познакомиться с культурой развития, которая есть в нашей компании.
Какую роль в обучении играет библиотека МИФа?
Электронная библиотека — отличный способ для саморазвития сотрудников. У нас это один из важных инструментов для получения знаний и развития soft skills. Нам нравится, что благодаря ей у каждого есть возможность в комфортном ритме в удобное время развивать то, что важно в данный момент. Как бонус — она позволяет отдохнуть от изучения технического материала и увидеть свои «слепые зоны» в области психологии, менеджмента и других сфер.
Каким вы видите будущее обучения?
- Есть тренд на онлайн-обучение. Многие команды становятся распределенными, при этом очень важно сделать так, чтобы люди из любой точки мира в любое время имели доступ к знаниям.
- Сейчас все большую популярность приобретают короткие и геймифицированные форматы обучения. Уверена, что в самое ближайшее время многие компании будут использовать чат-ботов для короткого, но регулярного погружения в темы.
- В IT-сфере все больше внимания уделяется софт-скилльным тренингам. Все, что касается классики, — тайм-менеджмент, переговоры, презентационные навыки, коммуникация — останется и в ближайшем будущем. Но совершенно точно более широко востребована будет тема командной работы: как сделать так, чтобы группа сохраняла и наращивала свою эффективность в постоянно изменяющихся условиях, как ее взрастить до самоорганизующейся (прим.ред.: об этом в книге «Открывая организации будущего»), как развить проактивность и ответственность каждого члена команды.
- Тренд на синтез и гибкость. В каждой отрасли есть свои «жемчужины» и лучшие практики (в производстве, логистике, рознице, в IT). Будущее за тем, чтобы найти самое работающее, придумать, как это синтезировать вместе, и получить что-то новое. И быть аджайл в большем количестве случаев 🙂
Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
У меня есть коллеги, которые исследовали, насколько читающей считается наша страна. По их статистике, читающим человеком в России является тот, кто прочитывает 3-5 книг в год. Для меня это очень печальная новость, с одной стороны, но, с другой стороны, здесь есть огромное поле для роста и развития. Компаниям, которые увидят это интервью, мне хотелось бы пожелать увеличения количества читающих сотрудников.
Книги мотивируют к развитию, «взращивают» культуру и ценность распространения знаний и создают в компании особую среду, которая дает больше точек для соприкосновения людей.
Чтобы в России стало больше читающих компаний, нужно часто объяснять ценность и необходимость доступа к книгам для сотрудников. И многие эйчары не находят убедительных аргументов. Что бы вы посоветовали коллегам по цеху?
Мысль первая. Библиотека книг в первую очередь влияет на лояльность сотрудников. Это дополнительный бонус, который стоит не так дорого, но дает хороший результат. Особенно вначале вы получаете «вау-эффект». Я помню, 2 года назад, когда мы только запустили библиотеку, очень многие коллеги подходили лично, писали письма благодарности за возможность наконец читать книги бесплатно и безлимитно, а не тратить ежемесячно солидную сумму денег на любимые издания.
Во-вторых, это возможность создавать большее пространство для общения и соприкосновения разных сотрудников. Эдакий нетворкинг 🙂 Многие делятся рекомендациями, ссылаются на книги из библиотеки. Все это формирует и выравнивает общее информационное поле в компании.
Третья мысль — про культуру и людей, каких мы желаем видеть в нашей компании. Если мы хотим, чтобы у нас были сотрудники, которые развиваются и следят за новинками, — тогда создаем для них условия, которые позволяют им расти.
Я бы еще подумала о потребностях. У каждой компании они свои. Можно посмотреть на них и понять, какие задачи может закрывать такой многогранный инструмент, как библиотека с книгами.
Спасибо Юле Черновой за беседу и за желание растить число читающих компаний. Если вы хотите поделиться своим опытом внедрения культуры обучения в вашей компании, напишите мне на mo@m-i-f.ru, расскажите свой кейс и мы обязательно с вами побеседуем.
Фотографии взяты из архива «Петер-Сервис».