Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Бизнес-кейсы
Зачем IT-компании soft skills и как сделать так, чтобы в вашей компании появилась корпоративная библиотека
15 ноября 2017 9 477 просмотров

Марьяна Онысько
Марьяна Онысько

Недавно пообщались с Юлей Черновой, старшим специалистом по обучению в «Петер-Сервис» — компанией, с помощью ПО, которое они разрабатывают, совершается почти каждый звонок в стране. Расспросили про особенности обучения в IT-отрасли, узнали список книг, которые чаще всего читают сотрудники, спросили, что сделать, чтобы в компании появилась корпоративная библиотека, и заглянули в будущее обучения. Заваривайте чай и наслаждайтесь беседой вместе с нами.

Юля, расскажите, на каких темах вы больше всего фокусируете внимание в обучении?

IТ — отрасль, в которой самое важное — это люди. Коллеги четко понимают это и фокусируются не только на развитии своих технических компетенций, но также много внимания уделяют улучшению взаимодействия в команде, со смежными подразделениями, с заказчиками.

Естественно, сейчас большая часть коммуникаций проходит опосредованно (через почту, мессенджеры), но на фоне этого «живое» общение приобретает еще большую ценность. Наши сотрудники учатся мастерски слушать и слышать, задавать «правильные» вопросы, аргументировать позицию в диалоге, управлять своими эмоциями и эмоциями собеседника. Поэтому у нас самый популярный тренинг — по коммуникациям.

Также мы уделяем особое внимание теме организации работы команды. Многие коллеги выступают в роли тимлидов, скрам-мастеров, поэтому центральными темами обучения становятся развитие управленческих умений, а также фасилитация.

Умение управлять дискуссией —- это важный навык, который нужен многим нашим сотрудникам почти каждый день, ведь эффективное проведение рабочих встреч, вовлечение всех участников помогает поднять качество групповых решений на новый уровень. (Прим. ред.: в МИФе скоро выйдет книга «Фасилитация на практике».)

Я постоянно слышу, что вы очень много внимания уделяете soft skills. Эта инициатива идет сверху или снизу?

Она точно обоюдная 🙂 Я вижу, что у ребят есть большой интерес к психологии, к людям. Ну а мы, собственно, предлагаем им партнерство в этом.

Нам очень важно, чтобы коллеги имели возможность развиваться в разных направлениях и использовать для этого удобные инструменты (будь то очное групповое обучение, индивидуальный коучинг или чтение в свободное время).

Сейчас знания очень быстро устаревают, поэтому крайне важно быть в курсе самых последних тенденций и лучших практик. Айтишники очень жадные до знаний. В самом хорошем смысле этого слова 🙂 Мы стараемся не отставать и находить для ребят лучшее из лучшего.

Какие книги МИФа у вас самые популярные?

Я бы сказала, что все книги, связанные с вызовами себе. У нас была Адская неделя, которую проводил МИФ. С тех пор книга «На пределе» не выходит из ТОПа. Еще популярны «Выйди из зоны комфорта», «Сила воли», «Почему никто не рассказал мне это в 20?».


Одна из книжных полок в офисе «Петер-Сервис».

Татьяна Тангишева из компании BIOCAD поделилась своим наблюдением: сотрудники, читая книги, развивают мышление и, следовательно, принимают более качественные решения. Замечали ли вы такую связь?

Я психолог по образованию и могу вам совершенно точно сказать, что такая связь есть. Чем больше ты читаешь, тем больший «подарок» для своего мышления делаешь. Помимо общего кругозора, это помогает развивать память и внимание. Давно доказано, что если есть пища для размышления, если мозг неустанно решает сложные задачки-головоломки (прим.ред.: подробнее про это в книге «Гибкий ум»), то он медленнее стареет. Чтение «омолаживает». Даеет возможность быть более гибким, принимать качественно новые решения, а также видеть более широкую картину происходящего.

Вы недавно увеличили доступ в электронную библиотеку с 1 тыс. до 3 тыс. человек. Почему? Какие наблюдения этому способствовали?

Наша компания активно расширяется. Сейчас у нас уже более 1200 сотрудников. Но скоро станет еще больше. И нам хотелось, чтобы все они имели доступ к такой большой базе знаний. С другой стороны, мы хотим использовать библиотеку для привлечения внимания соискателей к нашей компании на конференциях, на встречах профессиональных IT-сообществ, которые мы посещаем. Чтобы потенциальные сотрудники могли познакомиться с культурой развития, которая есть в нашей компании.

Какую роль в обучении играет библиотека МИФа?

Электронная библиотека — отличный способ для саморазвития сотрудников. У нас это один из важных инструментов для получения знаний и развития soft skills. Нам нравится, что благодаря ей у каждого есть возможность в комфортном ритме в удобное время развивать то, что важно в данный момент. Как бонус — она позволяет отдохнуть от изучения технического материала и увидеть свои «слепые зоны» в области психологии, менеджмента и других сфер.

Каким вы видите будущее обучения?

  1. Есть тренд на онлайн-обучение. Многие команды становятся распределенными, при этом очень важно сделать так, чтобы люди из любой точки мира в любое время имели доступ к знаниям.
  2. Сейчас все большую популярность приобретают короткие и геймифицированные форматы обучения. Уверена, что в самое ближайшее время многие компании будут использовать чат-ботов для короткого, но регулярного погружения в темы.
  3. В IT-сфере все больше внимания уделяется софт-скилльным тренингам. Все, что касается классики, — тайм-менеджмент, переговоры, презентационные навыки, коммуникация — останется и в ближайшем будущем. Но совершенно точно более широко востребована будет тема командной работы: как сделать так, чтобы группа сохраняла и наращивала свою эффективность в постоянно изменяющихся условиях, как ее взрастить до самоорганизующейся (прим.ред.: об этом в книге «Открывая организации будущего»), как развить проактивность и ответственность каждого члена команды.
  4. Тренд на синтез и гибкость. В каждой отрасли есть свои «жемчужины» и лучшие практики (в производстве, логистике, рознице, в IT). Будущее за тем, чтобы найти самое работающее, придумать, как это синтезировать вместе, и получить что-то новое. И быть аджайл в большем количестве случаев 🙂

Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

У меня есть коллеги, которые исследовали, насколько читающей считается наша страна. По их статистике, читающим человеком в России является тот, кто прочитывает 3-5 книг в год. Для меня это очень печальная новость, с одной стороны, но, с другой стороны, здесь есть огромное поле для роста и развития. Компаниям, которые увидят это интервью, мне хотелось бы пожелать увеличения количества читающих сотрудников.

Книги мотивируют к развитию, «взращивают» культуру и ценность распространения знаний и создают в компании особую среду, которая дает больше точек для соприкосновения людей.

Чтобы в России стало больше читающих компаний, нужно часто объяснять ценность и необходимость доступа к книгам для сотрудников. И многие эйчары не находят убедительных аргументов. Что бы вы посоветовали коллегам по цеху?

Мысль первая. Библиотека книг в первую очередь влияет на лояльность сотрудников. Это дополнительный бонус, который стоит не так дорого, но дает хороший результат. Особенно вначале вы получаете «вау-эффект». Я помню, 2 года назад, когда мы только запустили библиотеку, очень многие коллеги подходили лично, писали письма благодарности за возможность наконец читать книги бесплатно и безлимитно, а не тратить ежемесячно солидную сумму денег на любимые издания.

Во-вторых, это возможность создавать большее пространство для общения и соприкосновения разных сотрудников. Эдакий нетворкинг 🙂 Многие делятся рекомендациями, ссылаются на книги из библиотеки. Все это формирует и выравнивает общее информационное поле в компании.

Третья мысль — про культуру и людей, каких мы желаем видеть в нашей компании. Если мы хотим, чтобы у нас были сотрудники, которые развиваются и следят за новинками, — тогда создаем для них условия, которые позволяют им расти.

Я бы еще подумала о потребностях. У каждой компании они свои. Можно посмотреть на них и понять, какие задачи может закрывать такой многогранный инструмент, как библиотека с книгами.

Спасибо Юле Черновой за беседу и за желание растить число читающих компаний. Если вы хотите поделиться своим опытом внедрения культуры обучения в вашей компании, напишите мне на mo@m-i-f.ru, расскажите свой кейс и мы обязательно с вами побеседуем.

Фотографии взяты из архива «Петер-Сервис».

Похожие статьи