«Маримо хочет спасти бизнес» — книга из первой в России серии бизнес-манги, где просто и доступно объясняются базовые концепции бизнеса и психологии. Вместе с главной героиней вы спасете семейный магазин от разорения и разберетесь в основах маркетинга. Публикуем фрагменты из книги.
Как менялась концепция маркетинга
Маркетинговые концепции менялись со временем. Маркетологи по-разному ставили акценты: сначала на 1) производство, затем на 2) продукт, 3) продажи, 4) собственно маркетинг и, наконец, 5) общество.
Производственной ориентации было отдано предпочтение вскоре после Второй мировой войны, особенно в Японии. Дефицит ощущался во всех сферах.
Компании бросили все силы на производство и расширение оборота, чтобы остаться на рынке. Когда эта эпоха завершилась, ориентация на продукт стала более выгодным принципом. Повсеместно выросло предложение, родилась конкуренция.
Через некоторое время предложение сравнялось со спросом для большинства товаров. Стало сложнее выделяться на фоне конкурентов путем дифференциации продуктов. Тогда компании обратили внимание на другие методы продвижения.
Так появилась ориентация на продажи. Однако по мере того как розничные торговцы стали активно (и даже агрессивно) заниматься продвижением, растущее давление на потребителя привело к обратному эффекту: люди стали сопротивляться рекламе. Компании осознали, что нужно радовать покупателей, а не навязывать им продукт, и так возникла ориентация на маркетинг.
Сегодня в маркетинговых кругах доминирует социальная ориентация. Компании озабочены не только удовлетворением спроса, но и нуждами общества и экологической безопасностью. Прибыли и удовлетворенности потребителей недостаточно для компании; в бизнес-решениях следует непременно учитывать пользу для общества.
Сфера применения маркетинга
Маркетинг важен для любой компании, и в последние годы сфера его применения растет. Нужно понимать, какое место он занимает в общем процессе управления, чтобы использовать его стратегии максимально эффективно. Компании часто выбирают стратегию управления, основанную на достижении узких целей и удовлетворении нужд потребителей. Она формируется на базе анализа внутренних и внешних факторов, в частности изучения актуальных мировых тенденций и положения компании на рынке. В итоге принимается общая стратегия, стратегии для конкретных проектов и функциональные стратегии (в частности, маркетинговая).
Поскольку маркетинг считается функциональной стратегией в рамках общей системы управления, он тесно связан со стратегией управления. Обычно анализ среды и разработка стратегии компании приравниваются к разработке самой маркетинговой стратегии.
Прислушайтесь к своему рынку
Опросы, позволяющие понять нужды и желания потребителей, относятся к маркетинговым исследованиям. Они необходимы для разработки и продажи продукта. Простейший метод маркетингового исследования — наблюдение. В небольших компаниях сотрудник, отвечающий за разработку продукта, или члены его команды могут понаблюдать за людьми. Для более подробного исследования или в более крупных компаниях можно нанять исследовательское агентство, которое проведет опросы или групповые интервью.
В маркетинговых исследованиях используется много методов. У каждого свои плюсы и минусы. Расходы тоже зависят от конкретного метода. Важно выбрать именно тот инструмент, который соответствует вашим задачам.
Купить книгу: МИФ / WB / Ozon / Читай-город