Что представляет из себя команда? На чем она основывается? Как действовать руководителю, чтобы сплотить сотрудников? Выбрали несколько полезных советов из книги «Пять пороков команды» от эксперта по лидерству Патрика Ленсиони. Читайте и внедряйте.
Что представляет из себя команда? На чем она основывается? Как действовать руководителю, чтобы сплотить сотрудников? Выбрали несколько полезных советов из книги «Пять пороков команды» от эксперта по лидерству Патрика Ленсиони. Читайте и внедряйте.
Чтобы лучше понять обстановку, к которой стоит стремиться, рассмотрите модель пяти добродетелей команды и представьте, как ведут себя члены сплоченного коллектива.
Отметьте, какие пункты требуют проработки в вашей организации.
Главное, что может сделать лидер для создания атмосферы доверия в команде, — это первым продемонстрировать свою уязвимость. Порой для этого требуется рискнуть потерять лицо в глазах сотрудников, с тем чтобы побудить подчиненных к аналогичному риску. Очень важно, чтобы лидер создал такую атмосферу, в которой никто не боится быть уязвимым. Даже в эффективных командах их члены сами неосознанно мешают возникновению доверия, резко критикуя друг друга за слабости или допущенные ошибки.
Тренинги и упражнения оказывают значительное, но кратковременное воздействие на способность членов команды к взаимному доверию, поэтому их стоит выполнять регулярно — ежедневно после или во время работы. Следует периодически проверять достижения каждого члена группы в обретении доверия. Даже в сильных командах — и, возможно, в них в первую очередь — утрата доверия способна привести к серьезным проблемам.
Многие, избегая конфликта, объясняют это стремлением к эффективности, хотя как раз конфликт способен по-настоящему сэкономить время. Противники конфликта считают, что спор — пустая трата времени, а на самом деле именно из-за такой позиции им приходится по многу раз возвращаться к одним и тем же вопросам, особенно если мнения работников разделились. Руководители, противящиеся конфликтам, обычно просят подчиненных высказывать свои мнения в частном порядке и не выносят проблему на общее обсуждение, в результате принятие важных решений откладывается, а проблема не решается.
В процессе конфликта члены команды должны учить друг друга не избегать открытой здоровой дискуссии. Для этого можно применить простой, но эффективный метод: дождаться момента, когда участники спора почувствуют дискомфорт от невозможности прийти к согласию, прервать их и напомнить, что спор необходим. Несмотря на простоту, этот способ отлично действует, когда требуется снять напряжение и помочь участникам продолжить обсуждение.
Очень важно помнить, что неспособность команды топ-менеджеров прийти к четким решениям, чем бы она ни была вызвана — стремлением к согласию или желанием добиться большей определенности, — ведет к разладу во всей организации. Даже в случае незначительных разногласий руководителей подчиненные неизбежно столкнутся с трудностями, обнаружив, что разные отделы получили несколько отличающиеся друг от друга распоряжения. Небольшой разлад между руководителями способен превратиться в непреодолимую пропасть, когда указания достигают конечных исполнителей.
Руководителю важно постоянно подталкивать группу к окончанию обсуждения и принятию решения, задавать нужный темп и следить за соблюдением дедлайна. Чего лидеру ни в коем случае не стоит делать, так это поощрять фальшивое согласие и откладывание решений.
Когда руководитель выступает единственным борцом за дисциплину, члены команды самоустраняются из этой борьбы и закрывают глаза на случаи нарушения. Но если лидеру удастся создать в команде культуру взаимной требовательности, он оставит себе только роль высшего арбитра в ситуациях, когда сотрудники не смогут прийти к какому-либо решению. Всем подчиненным должно быть понятно, что требовательность — это коллективная ответственность, а руководитель всегда начеку и готов вмешаться, если возникнет необходимость.
Полезно отказаться от вознаграждения за личные достижения и поощрять командные успехи. Это также поможет создать культуру взаимной требовательности: членам команды будет невыгодно молча сносить низкую эффективность кого-то из коллег, так как это может привести к лишению премии для всей группы.
Чтобы оставаться нацеленной на результат, команда должна ясно его себе представлять. В бизнесе полезно широко оповещать о предполагаемом успехе. Команды, которые публично берут на себя обязательство достичь поставленных целей, приложат все усилия, чтобы не опозориться в глазах коллег. Команды, которые невнятно обещают сделать все от них зависящее, подсознательно обрекают себя на поражение.
Для преодоления порока безразличия к общему результату особенно важна позиция лидера. Если сотрудники поймут, что для руководителя есть что-то более важное, чем результат, то воспримут это как разрешение поступать так же. Лидеры команды должны быть бескорыстны и объективны, должны поощрять и награждать только тех, кто внес реальный вклад в достижение общих целей.
По материалам книги «Пять пороков команды»
Купить книгу: МИФ / WB / Читай-город / Ozon
Обложка статьи: freepik
Читаем блог за вас :-) Выбираем 5 самых ценных статей и присылаем раз в две недели. Чек-лист «Читаю книги, меняюсь к лучшему» — уже в первом письме.