Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Обзоры книг
Как экономика недооценивает домашний труд и при чем тут перец чили
25 февраля 550 просмотров

Ольга Паньшина
Ольга Паньшина

Всемирно известный экономист Ха-Джун Чанг написал книгу «Съедобная экономика» — она отправляет в неординарное кулинарное путешествие по экономической теории и практике. Используя знакомые продукты, от лапши и чеснока до кока-колы и кофе, автор объясняет самые сложные темы: свободную рыночную экономику, индустриализацию, глобальную конкуренцию, протекционизм и предпринимательство. Принесли главу из книги о перце чили и домашнем труде. Приготовьтесь, может быть остро.



Съедобная экономика

Эффект чили в экономике

Многие люди боятся остроты перца чили. Но есть целые регионы, где жителям невыносима сама идея трапезы без поедания этого продукта. Если вы зайдете в сычуаньский ресторан, то в меню напротив некоторых блюд увидите пометки в виде перца. А затем очень удивитесь, когда выберете еду без них, но официант все равно принесет угощение, щедро сдобренное огненным ингредиентом. Оказывается, неимение пометки означают лишь не самую высокую степень остроты перца, а не его полное отсутствие.

Когда что-то становится повсеместным, оно начинает восприниматься нами как нечто само собой разумеющееся. А когда что-то воспринимается таковым, это уже не оценивают и не считают, как перцы в сычуаньском ресторане. Превосходным примером такой категории в экономике является неоплачиваемая работа по уходу — как в домохозяйствах, так и в местном сообществе.

«Невидимость» домашней работы

В ВВП учитываются только продаваемые на рынке виды труда. При таком подходе огромная часть экономической деятельности становится невидимой. Речь идет о рождении и воспитании детей, образовательной помощи детям, уходе за пожилыми людьми и инвалидами, приготовлении пищи, уборке, стирке и ведении домашнего хозяйства. Все это не принимается в экономический расчет.

Если оценивать домашние работы по рыночным ценам, они составили бы 30–40% от ВВП. Источник

Абсурдность такого подхода становится очевидной, если провести простой мысленный эксперимент. Представим, что две матери обменялись своими детьми и заботятся о ребенке каждой, оплачивая одна другой услуги по одинаковой, средней для ухода за детьми ставке. Это никак не сказалось бы на их финансовом положении, но ВВП их страны увеличился бы, хотя объем выполняемой работы остался бы прежним. То, что мы не учитываем те виды деятельности, без которых ни общество, ни экономика, которая в этом обществе коренится, не могут существовать, очень проблематично на концептуальном уровне.

Последствия для женщин

Так как большинство неоплачиваемой работы по уходу выполняется женщинами, не считать ее — значит недооценивать вклад женщин в нашу экономику и общество. «Невидимость» домашней работы настолько велика, что в лексикон давно и надежно вошло словосочетание «работающие матери» — как будто матери, которые не ходят каждый день на работу, вообще не работают. Данная ситуация закрепляет в обществе предубеждение, что женщины, занимаясь детьми и домом, целыми днями отдыхают, в то время как объем такого труда нередко существенно превышает объем труда их партнеров-мужчин, которые ходят на оплачиваемую работу.

Нам стоит приравнять «работающих на дому» матерей к женщинам, выполняющим «оплачиваемую работу».

Проблема недооценки этого труда также чревата финансовыми последствиями. Женщины, как правило, берут на себя безвозмездный труд (начиная с рождения и воспитания детей и заканчивая уходом за больными или престарелыми родственниками) чаще мужчин и потому меньше времени посвящают оплачиваемой работе. А поскольку пенсии обычно привязаны к заработной плате, это означает, что при прочих равных условиях женщине к выходу на пенсию сложнее накопить столько же, сколько мужчине.

Мужчинам тоже недоплачивают?

Недооценена не только безвозмездная, но и оплачиваемая работа по уходу. Люди, занимающиеся ею, вносят гораздо больший вклад, чем все привыкли думать. Мы твердо и даже трагически убедились в этом во время пандемии COVID-19. Тогда многие страны осознали, что есть специалисты, без которых само наше общество невозможно. К ним, например, относятся:

— сотрудники медицинских учреждений (врачи, медсестры, водители скорой помощи);

— все, кто ухаживает за детьми (сотрудники яслей и детсадов) и пожилыми людьми (персонал домов престарелых);

— работники сферы образования;

— все, кто производит продукты питания и прочие предметы первой необходимости, а также доставляет их потребителю (продавцы супермаркетов, курьеры);

— работники общественного транспорта;

— люди, которые занимаются уборкой и ремонтом зданий, инфраструктуры и не только.

Один из главных выводов, к которым нас привел опыт пандемии, состоит в том, что труд почти всех работников перечисленных профессий оплачивается недостаточно.

Во время пандемии важность работы курьеров значительно пересмотрели. Оплата их труда возросла. Источник

Это парадокс. Если какой-то вид деятельности критически важен и необходим, не должны ли те, кто им занимается, по определению получать самую большую зарплату? Нет, пока мы используем экономику, где стоимость товаров и услуг всецело определяется рынком. При такой системе цену любого продукта определяет то, сколько люди готовы за него платить, а не то, скольким людям он нужен. Каким бы критически важным ни был продукт для выживания некоторых людей, он не берется в расчет рынком, если у этих людей нет денег, чтобы за него заплатить. В то же время, если находятся люди, готовые платить за продукт, он будет поставлен на рынок, каким бы несущественным и нерелевантным он ни был с точки зрения здравого смысла.

Что все это означает

Миллиарды людей по всему миру не представляют трапезы без перца чили. А без работы по уходу, оплачиваемой либо неоплачиваемой, немыслима жизнь всего человечества. Но именно их критическая важность и, соответственно, вездесущность делают и перец, и этот труд словно невидимыми и, как следствие, недооцененными.

Если мы действительно хотим построить лучший мир — более сбалансированный, заботливый и справедливый, — нам стоит изменить свои взгляды, практики и институты, имеющие отношение к работе по уходу. Признать важность и критический характер этой работы для человеческого благополучия. Расстаться с идеей, что работа по уходу — дело исключительно женское. И перестать считать, что стоимость чего-либо всегда должна определяться рынком.

По материалам книги «Съедобная экономика»

Купить книгу: МИФ / WB / Читай-город / Ozon

Обложка: unsplash

Похожие статьи