«Пять пороков команды» — сборник притч о лидерстве в формате бизнес-романа. Эксперт по управлению командами Патрик Ленсиони написал эту книгу для всех, кто работает в коллективе, от руководителя до рядового сотрудника. Он раскрыл типичные проблемы, которые мешают группе действовать эффективно. Ключевая из них — взаимное недоверие. Часто о нем умалчивают, в результате чего атмосфера в команде становится еще более неблагоприятной. Как это выглядит на практике — читаем в главе «Открытие» из романа.
***
Подойдя к белой доске, Кэтрин начала:
— Помните, что работа команды начинается с доверия друг к другу. А единственный путь к созданию доверия лежит через признание собственной уязвимости.
На доске рядом со словами взаимное недоверие она написала: уязвимость.
Затем Кэтрин продолжила:
— Итак, сегодня мы занимаемся тем, что демонстрируем собственную уязвимость — в разумных пределах, однако чтобы это было заметно.
Кэтрин предложила, чтобы каждый в течение пяти минут обдумал свои слабые и сильные стороны с точки зрения их влияния на деятельность DecisionTech.
— Конечно, не стоит описывать свои вредные привычки. Также я не хочу, чтобы вы скрывали свои сильные качества из-за скромности. Отнеситесь к этому простому заданию серьезно и постарайтесь быть искренними и откровенными.
Когда все закончили делать записи, Кэтрин начала обсуждение:
— Ну что ж, я буду первая. — Она бегло просмотрела свои заметки. — Я думаю, что самая сильная моя сторона, во всяком случае значимая для успеха, — это способность улавливать главное, отбрасывая второстепенное. Я умею не обращать внимания на малосущественные детали и вижу суть проблемы, что позволяет сэкономить время.
Кэтрин помолчала, затем продолжила:
— Мой главный недостаток в том, что я не умею выступать на публике. Я отвратительный оратор. Я вообще недооцениваю роль пиара, и, если мне приходится говорить перед большой аудиторией или, еще хуже, перед телекамерой, я непременно ляпаю что-то не то. Поэтому мне понадобится ваша помощь, если мы собираемся добиться того успеха, на который рассчитываем.
Все, за исключением Джей-Ро и Майки, делали заметки по ходу выступления Кэтрин. Она сочла это добрым знаком.
— О’кей, кто следующий?
Никто не выразил желания. Все переглядывались: одни в надежде, что добровольцем станет кто-то еще, другие — точно спрашивая разрешения заговорить.
В конце концов Ник набрался храбрости.
— Ну ладно. Попробую я. — Он уставился в свои записи. — Моя сильная сторона в том, что я совершенно не испытываю страха при работе с другими компаниями — партнерами, поставщиками или конкурентами. Я умею вести переговоры и даже манипулировать собеседниками. Я всегда могу добиться, чтобы они сделали больше, чем намеревались. Мой основной недостаток в том, что иногда я бываю высокомерным.
Кое у кого из присутствующих эти слова вызвали нервный смех. Ник улыбнулся и продолжил:
— Да, это началось еще в колледже, а может, и раньше. Я бываю язвительным, порой даже грубым, а иногда я веду себя так, будто считаю себя умнее других. Это еще может сойти при общении с поставщиками, но могу себе представить, насколько я подчас раздражаю вас, коллеги и друзья, — и вряд ли это поможет нам достичь того, чего мы намерены достичь.
— Такое впечатление, что твой недостаток — это лишь продолжение твоих достоинств, — прокомментировал Джеф.
Ко всеобщему удивлению, ему ответил Мартин:
— А разве это не всегда так?
Некоторые закивали, соглашаясь.
На Кэтрин произвели впечатление искренность Ника и горячий интерес его коллег. Она была рада, что первым оказался именно Ник.
— Хорошо. Это именно то, чего я хотела. Кто следующий?
Вызвалась Джен и сообщила, что ее сильная сторона — это большой опыт в менеджменте и внимание к деталям, с чем все немедленно согласились. Своим главным недостатком она сочла присущий ей консерватизм, чрезмерный для компании, которая работает на рынке высоких технологий. Джен считала, что это из-за того, что ей пришлось довольно долго работать в крупных компаниях, а вторая причина — весьма легкомысленное отношение большинства коллег к финансам.
— Поэтому вас всех, наверное, отталкивает мое постоянное стремление контролировать каждый доллар.
Карлос заверил Джен, что теперь все станут относиться к ее требованиям с бо́льшим пониманием.
Следующим вызвался Джеф. Он попытался представить в качестве своей сильной стороны умение строить отношения с инвесторами и партнерами, но Джен не дала ему развернуться:
— Да ладно тебе, Джеф. Что мы все тут умеем делать хорошо, так это выкачивать деньги из инвесторов и рассказывать всякие чудеса о нашей компании. Не думай, что ты один такой.
Джеф скрепя сердце согласился и неожиданно удивил всех признанием:
— Я ужасно боюсь поражений. Поэтому я всегда все проверяю и перепроверяю и все стараюсь делать сам. Я не люблю объяснять другим, что нужно делать, хоть и понимаю, что из-за этого вероятность провала только возрастает. — Было заметно, что Джеф дал волю эмоциям, но через секунду взял себя в руки. Он был уверен, что никто не заметил его порыва. — И я думаю, именно из-за этого наша компания терпит поражение, а я больше не директор DecisionTech. — Он умолк и тут же добавил: — И слава богу!
Присутствующие сочувственно засмеялись. Кэтрин не могла поверить, что первые трое выступающих так успешно справились с задачей. У нее появилась надежда, что эксперимент удался и теперь все пойдет как надо. Но тут в игру включилась Майки.
— О’кей, теперь я. — В отличие от коллег она говорила, не поднимая взгляда от своих записей. — Моя сильная сторона — знание рынка высоких технологий и умение находить общий язык с аналитиками и СМИ. Мой недостаток — слабое знание финансов.
Она закончила, но никакой реакции не последовало. Все молчали.
Присутствующие, как и Кэтрин, испытывали противоречивые эмоции: облегчение от того, что Майки не сказала ничего неприятного, и разочарование из-за откровенной фальши ее выступления. Кэтрин, однако, чувствовала, что не следует торопить события, принуждая вице-президента по маркетингу к откровенности. Майки должна сама прийти к этому.
Молчание затягивалось, становилось все более неловким, и каждый в глубине души мечтал, чтобы кто-нибудь нарушил его. Всех выручил Карлос.
— Я буду следующим, — сказал он.
Стараясь вернуть разговору прежнюю искренность и непринужденность, он рассказал, что его сильная сторона — доводить до конца любое дело, а слабая — неумение требовать того же от подчиненных.
Едва он закончил, Джен безапелляционно заявила: — Карлос, ты перепутал достоинство с недостатком!
Кэтрин была удивлена прямотой этого заявления, она еще не знала, что Карлос и Джен — близкие друзья. А Джен продолжала:
— Во-первых, твое достоинство — это умение выполнять черную работу не жалуясь. Трудно даже представить, что с нами всеми было бы, если бы ты не помогал нам на каждом шагу.
Раздались одобрительные возгласы.
— А что до отрицательной стороны, то ты мог бы назвать привычку отмалчиваться на совещаниях. Такое ощущение, что ты постоянно думаешь о чем-то постороннем.
Все ждали, что ответит Карлос, но он просто кивнул, сделал пометку в своем блокноте и сказал:
— О’кей.
Джей-Ро был следующим. Все расхохотались, когда он объявил:
— Всем известны моя привычка доводить начатое дело до конца и внимание к деталям.
Дождавшись, когда утихнет смех, Джей-Ро продолжал:
— Правда-правда, а еще я умею создавать длительные, прочные отношения с клиентами. Это у меня действительно хорошо получается. — Фраза была произнесена с нарочитой скромностью, чтобы все оценили. — Если же говорить о недостатках, то, если я считаю что-то не слишком важным, то есть не ведущим напрямую к заключению сделки, могу иногда об этом забыть.
— Иногда? — спросил Ник. Все снова захохотали.
— Знаю, знаю, — вспыхнул Джей-Ро. — Я просто не все успеваю. Даже не знаю почему. Но думаю, что этим подвожу нашу команду.
Осталось выслушать только Мартина.
— Кажется, моя очередь. — Он глубоко вздохнул. — Мне не нравится рассказывать о себе, но раз уж приходится, скажу, что у меня хорошо получается решать проблемы, заниматься аналитикой и все в этом духе. Но мне трудно общаться с людьми. — Он помолчал. — Это не значит, что я вообще не умею общаться, но мне всегда больше нравится иметь дело с теми, кто не страдает излишней чувствительностью. Мне нравится беседовать на отвлеченные темы и при этом не ломать себе голову над тем, что мой собеседник чувствует и как он воспринимает мои слова. Может, тут что-то не так?
— Все нормально,— рискнул вступить в разговор Джеф.— Просто при таком подходе людям иногда кажется, что ты их терпеть не можешь. У них возникает ощущение, будто они отвлекают тебя от очень важных дел.
Мартин был явно обескуражен замечанием Джефа:
— Ничего подобного! В смысле, они меня не отвлекают. Боже! Неужели я произвожу такое впечатление? Это ужасно. Я и не знал… хотя примерно понимаю, как это получается. Но я не знаю, как измениться.
Впервые за все утро Майки улыбнулась:
— Очень просто: обратись к психиатру, дружок. Но, боюсь, это как раз тот случай, когда медицина бессильна. Ты просто высокомерный сукин сын. Впрочем, вы, технари, все такие, разве нет?
Майки засмеялась, но никто не поддержал ее, кроме самого Мартина, который явно был смущен замечанием Майки и попытался обратить его в шутку. На самом деле он был задет за живое.
Позже Кэтрин ругала себя за то, что сразу не одернула Майки, выпад которой можно было объяснить, вероятно, крайне неразвитой способностью к сопереживанию. Стало окончательно ясно, что поведение Майки очень сильно влияет на моральный климат в группе.
По материалам книги «Пять пороков команды»
Обложка статьи: freepik
Купить книгу: МИФ / WB / Читай-город
Что еще почитать по теме:
Бизнес-роман о лидерстве, или Как создать эффективную команду