Сегодня мы можем бесплатно разговаривать с человеком на другом конце света. Дело, дорогое нашему сердцу, способно повлиять на жизни людей, которые живут в 15 часовых поясах от нас. Мы можем учиться у специалистов из Бангкока или Омахи. А журналисты твердят о «плоском мире», где границы конкуренции стерлись.
Мы долго ждали эту книгу — о том, как стать лидером с высоким культурным интеллектом (CQ). С помощью CQ мы сможем взаимодействовать с кем угодно. Мыслить глобально. И легче добиваться целей — личных и организационных.
Культурный интеллект
Зачем нужен культурный интеллект
Даже тем, кто не живет в командировках, все равно приходится управлять людьми и проектами с разношерстным бэкграундом. Есть разные этнические, региональные (в пределах одной страны), религиозные культуры. А еще — идеологические, организационные и даже поколенческие. Плюс бесконечные субкультуры.
90% топ-менеджеров из 68 стран называют развитие навыков лидерства в сфере межкультурного взаимодействия главным испытанием для менеджмента в следующем столетии
Каждый день мы сталкивается с различными группами людей — и связанными с этим проблемами. Но подходы к их решению кажутся упрощенными: например, «Улыбайтесь, не говорите вот этого — и все будет ОК». CQ же — это инструмент, который поможет справиться с серьезными вызовами, улучшить свои лидерские качества. И приносить пользу другим.
На каком языке вы говорите?
Одна компьютерная фирма пострадала при выходе на международный рынок из-за того, что ее название переводится как «Нижнее белье». Европейская компания не смогла продать в США десерт под названием Zit («Прыщ»), а финская — средство для разморозки замков Super Piss («Супермоча»).
Эти случаи забавны, но языковые трудности заключаются не только — и не столько — в смешных переводах. Похожие трудности в общении возникают, когда вы переходите из одной организации в другую или меняете профессию. Ученый, который выступает перед бизнесменами, должен «переводить» термины, превращая их в слова, хорошо понятные в корпоративном контексте.
Даже если организация вообще не планирует экспансии за рубеж, вы не можете быть сильным руководителем, если не представляете, как культура формирует мышление, поведение и язык людей, которых затрагивает ваша работа.
Организационная культура
«Больше всего мне нравится знакомиться с разнообразными культурами в организациях, — пишет Дэвид. — Когда я провожу день с руководителями Coca-Cola, а следующий — с руководителями Samsung, складывается впечатление, что мне нужен загранпаспорт, чтобы добраться из одного места в другое. Хотя я вообще не покидаю страны».
С организационной культурой знаком каждый. Компании празднуют успехи, мотивируют команды и делятся своими историями по-разному. Причем культура — это не просто то, что с нами происходит. Мы активно создаем ее.
Подумайте, к каким культурам вы принадлежите и какие из них сильнее влияют на ваш стиль коммуникации и управления, если вы руководитель?
Что еще важного
Эпоха поиска одной целевой аудитории давным-давно прошла. Практически все организации обслуживают клиентов, чьи вкусы, поведение и ожидания не просто разные, а могут конфликтовать друг с другом.
Если поместить на этикетку с детским питанием изображение морковного пюре, то продажи в США снизятся, а вот в Либерии такой ход сделал его популярнее. Описав себя как «семейный бизнес в третьем поколении», вы завоюете доверие одного клиента и при этом отпугнете другого. Разговаривая одинаково со всеми в команде, вы потеряете «звезд».
Сейчас, лучше чем когда-либо, применение 4 шагов CQ подготовит вас к миру завтрашнего дня. Вот что ценного под обложкой:
- Почему вам нужен CQ, даже если вы не работаете «мультикультурно»
- CQ-действия. Будьте собой. Ну, почти
- 6 культурных систем, особенно важных для лидеров: экономика, брак и семья, образование, законы и политика, религия, искусство
- Взаимопонимание и открытость как принципы коммуникации
- Описание 10 крупнейших культурных кластеров в мире: Арабский мир, Восточная Европа, Азия
- Дистанция, неформальное общение, еда — и многомиллионные контракты
- 10 измерений культурных ценностей
- Как управлять командами и достигать успеха
- Гуаньси, лягушачьи глаза и другие бизнес-традиции
- Раскрываем потенциал CQ у себя и у коллег
Культурный интеллект начинается там, где эмоциональный интеллект заканчивается. Он помогает развить и применить навыки межличностного общения и решения проблем. CQ-драйв, CQ-знания, CQ-стратегия, CQ-действия — это новые возможности. Для всех.
По материалам книги «Культурный интеллект»
Обложка: Freepik