Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Саморазвитие
10 неочевидных принципов лидера
28 июня 2022 1 981 просмотр

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Мы полагаем, что выдающиеся лидеры должны руководствоваться несгибаемыми убеждениями и игнорировать всех, кто сомневается или колеблется, а также считаем, что лидеру необходим здоровый эгоизм. На самом же деле худший вариант для лидера — сочетание эгоизма и неоправданного риска. И в своей книге, и в жизни Джон Хеннесси демонстрирует совершенно иной рецепт лидерства — осторожность и скромность.

Автор проработал 25 лет на руководящих постах. Был президентом Стэнфорда, председателем совета директоров Alphabet. Он добился впечатляющего успеха как в бизнесе, так и в академической сфере. Коммерция и наука — максимально далекие друг от друга области, выстроенные по своим принципам и заточенные под совершенно разные результаты. Хеннесси преуспел и там, и там. В книге «Принципы лидера» он рассказывает о десяти ключевых принципах эффективного лидера и иллюстрирует их примерами из своей жизни.

Принцип 1. Скромность

Большинство людей, которые смотрят на феномен лидерства со стороны, полагают, что главное качество лидера — уверенность. Но что лежит в основе этого качества? Настоящая уверенность берет начало в скромности. Поэтому именно скромность — основа эффективного лидерства. У нее два корня. Первый — понимание, что по большей части своим успехом мы обязаны удаче. Только представьте, как сложилась бы ваша судьба, если бы вы родились в стране третьего мира, например. Второй корень: важно понимать, что всегда есть люди, знающие по каждой теме больше вас. Успех организации зависит от всей команды. Чтобы достичь запланированных результатов, вам понадобятся знания и помощь всех ее членов.

Как ведет себя скромный руководитель? Он дает возможность другим людям сообщать о его достижениях. Осознает и открыто признает, что есть вещи, которые он может понимать не до конца. Охотно принимает помощь, когда чувствует, что нуждается в ней. Использует любую возможность учиться на ошибках и никогда не уклоняется от вызовов, поскольку видит в них потенциал для развития.

Принцип 2. Подлинность и доверие

Подлинность — сложная характеристика. Она важна для укрепления доверия, а следовательно, и для успешного лидерства. Но где ее найти?

Сократу обычно приписывают такой афоризм: «Лучший способ приобрести хорошую репутацию — стремиться быть тем, кем вы желаете казаться». Это начальная точка пути к подлинности: нужно определить положительные и истинные качества, которыми вы восхищаетесь, и работать над их закреплением.

Подлинность необходима для укрепления доверия со стороны сотрудников компании, но она важна и при работе с другими заинтересованными сторонами — клиентами, партнерами.

Принцип 3. Лидерство как служение

Многим руководителям тяжело усвоить, что лидерство есть служение. Все аспекты роли убеждают в обратном: им платят больше, чем другим сотрудникам; они обладают властью над коллективом; их решения необходимо выполнять. Но на самом деле это руководитель служит подчиненным: они выполняют самую тяжелую работу, а его роль — помочь им действовать максимально эффективно.

Если вы соглашаетесь на роль руководителя, рассматривая ее как шаг на пути к личной цели — занять еще более высокие посты, получить награды и соответствующую зарплату, вам не добиться настоящего успеха. Бремя лидерства с каждым шагом будет становиться только тяжелее и тяжелее, пока вы не поймете, что больше не в силах его нести. Напротив, если определить задачу иначе — вдохновлять всех членов организации на ее развитие в избранном вами направлении, — то все вместе вы сможете благополучно достичь желаемой цели.

Принцип 4. Эмпатия

Однажды группа студентов Стэнфорда начала собирать деньги для помощи пострадавшим в катастрофе. Студенты пришли к Хеннесси и предложили университету сделать взнос, равный уже собранной сумме. Однако Джон отказал в просьбе, но внес соответствующую сумму от своего имени. Университет получает средства в основном от меценатов и берет плату за обучение, которую вносят семьи студентов. И те и другие ожидают, что университет направит эти средства на обучение и научные исследования, а не на помощь жертвам стихийных бедствий. Отказав студентам, Хеннесси хотел показать: эмпатия и благотворительность — дело сугубо личное.

Эмпатию автор расценивает и как условие эмоционального отклика, и как способ научиться чему-то новому. В любой момент вас могут попросить о помощи, апеллируя к вашей эмпатии. Решить, когда и как реагировать, — одна из главных задач любого лидера.

Вам помогут следующие вопросы. Лежит ли у вас душа к решению проблемы? Уверены ли вы в этом настолько, чтобы начать действовать? Решение этой проблемы коррелирует с миссией вашей организации? Если да, то располагает ли она ресурсами? Если нет, можете ли вы помочь лично? Из ресурсов, имеющихся у вас или у вашей организации, какую сумму вы готовы выделить, зная, что это ограничит ваши возможности (для работы по другим направлениям)? Можете ли вы разработать грамотное решение?

Ответы на перечисленные вопросы позволят вам глубже осознать ваши собственные ценности, ценности ваших коллег и всей организации, а также понять проблемы, затрагивающие жителей вашего и окрестных сообществ.

Принцип 5. Мужество

Мужество обязывает лидера поступать правильно. Понять, что правильно и истинно, могут многие, но действовать в соответствии с этим пониманием куда сложнее. Лидеры, способные на смелые деяния, готовы трансформировать свои организации — глобально, надолго и так, как надо.

Эффективное лидерство сегодня связано с умением управлять организацией и обеспечивать ее рост в условиях непрерывных изменений. А это требует не только мужества принять на себя просчитанные риски, но и умения управлять циклом, следующим за риском, — быстро и решительно оправляться от последствий, если риски не оправдались, или пожинать плоды успеха. И даже если рисковать не в ваших правилах, наберитесь смелости, чтобы принимать рискованные решения, если они во благо организации. Лидер задает линию поведения для всех, кем руководит. Лидер, избегающий риска, может стать препятствием для внедрения инноваций и распространения новых идей.

Принцип 6. Инновации

Хотя и в бизнесе, и в академической среде инновации играют центральную роль, эти миры функционируют по-разному. Неспособность увидеть эту разницу может обернуться большими неприятностями.

Разница заключается во временных горизонтах и в отношении к риску. В университете открытия совершаются во многом просто из любопытства или случайно. Почему? Обычно на ученых не давит дедлайн, им не нужно спешно выводить продукт на рынок, опередив конкурентов, и при этом они не рискуют потерять свой бизнес в случае неудачи. Революционный вклад в будущее ценится гораздо выше, чем постепенный небольшой вклад в настоящее. В бизнес-среде ожидания совершенно иные. Рынок дает гораздо меньший спектр возможностей, а цена ошибки значительно возрастает. Можно получить существенные выгоды от узкоспециализированного изобретения, но открытие, которое нельзя продать, не принесет вообще ничего.

Найти точки взаимодействия между бизнесом и академической средой — необходимый шаг на пути к лидерству.

Принцип 7. Сотрудничество и командная работа

Сотрудничество, работа в команде… обычно ассоциации с великими лидерами у нас иные. Если вы босс, то должны командовать, а не выстраивать партнерские отношения, так ведь? Не для того вы так стремились стать лидером, чтобы делиться властью, правда же? Команда — это те, кто вам подчиняется; сами вы в команду не входите.

На практике лидерство самым тесным образом связано с сотрудничеством и командной работой. Разумеется, некоторые задачи вы можете решить и в одиночку, но к самым главным достижениям приходят командой — не той, которой вы отдаете приказы, но той, в работе которой принимаете активное участие.

Возможно, для вас это не новость. А вот следующее положение, вероятно, станет неожиданным открытием: члены вашей команды — ровня вам, а если судить по вкладу в работу, многие превзойдут вас. Есть немало коллективов, где босс был не просто лидером, но единовластным правителем, вклад которого должен был признаваться выше всех остальных. Это не команда (по крайней мере, не успешная), а мелочная тирания. Наилучшие результаты приносит классическая модель primus inter pares — первый среди равных.

Принцип 8. Любознательность

Задача руководителя — научиться задавать умные вопросы специалистам, чтобы понимать, как разные сферы могут изменить его мировоззрение или видение. Расширяя лидерские навыки, вы не должны упускать из виду все новые или быстро меняющиеся области, которые могут стать зоной роста для вашей организации или оказать на нее влияние, будь то стволовые клетки, искусственный интеллект или нейробиология.

Биографии и книги по истории, да и художественная литература напоминают лаборатории, в которых можно рассмотреть и изучить важнейшие вопросы без необходимости самим преодолевать те же трудности. Почерпнутые из книг сведения о промахах, допущенных другими, позволяют понять, как избегать одних ошибок и быстро оправляться от других. В целом нет разницы, в какой отрасли вы работаете, какое образование получили и какую руководящую должность занимаете; в ваших силах подготовиться к успехам или неудачам, сохраняя любознательность и учась у других.

Резюме: если вы хотите стать хорошим руководителем, ни в коем случае не переставайте учиться.

Принцип 9. Искусство рассказывать истории

С историй начинается множество великих свершений — от общественных движений до технологических прорывов. Нам нравится думать, что мы существа рациональные и все, что нам нужно, — предоставить количественную оценку концепции, идеи или программы, после чего восторжествует логика. Истина, однако, совсем в другом: конечно, факты и цифры могут захватить наш мозг, но они не в силах пленить наше сердце так, как хорошо рассказанные истории.

Никому еще не удавалось вдохновить других с помощью круговых диаграмм и презентации в PowerPoint. Учитесь покорять сердца и захватывать воображение людей. Раскрывайте свое видение так, чтобы никто не устоял.

Если вы работаете в организации с богатым прошлым, скорее всего, там вы найдете множество подходящих для любого случая примеров. Стартап или молодая компания могут опереться на чужие истории. Например, многие громко заявившие о себе стартапы, в том числе Tesla и LinkedIn, черпали вдохновение в историях своих основателей времен PayPal. Исторические книги — кладезь полезных рассказов, в том числе и о ваших конкурентах.

Принцип 10. Наследие

Наследие — это польза от вашей деятельности. Не табличка на здании с вашим именем, не корпус компании, названный в вашу честь. Если вы руководите организацией, наследие заключается в том, что под вашим управлением она становится лучше по каким-то конкретным, четко формализованным показателям. Например, обслуживает людей более эффективно, чем до вашего прихода. Такое понимание наследия применимо к любому типу организаций и любому их сотруднику на любом уровне управления.

Начиная карьеру, вы не знаете, куда движетесь, да и о наследии вспоминаете редко. Однако определенно имеет смысл задуматься о своей репутации.

В мире бизнеса, особенно в Кремниевой долине, компания, которая сегодня стоит $1 миллиард и чей СЕО красуется на обложке Forbes, уже завтра может бесследно исчезнуть. Один человек вряд ли сможет оставаться лидером дольше 10–20 лет. Пройдя пик своей звездной карьеры, такие люди часто спрашивают себя: а как мне дальше распорядиться своей жизнью и своими активами — деньгами, связями и энергией? Почему бы не сделать этот мир лучше?

Если вы действительно хотите остаться в памяти людской, сделайте то, что переживет вас.

Из книги «Принципы лидера»

Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи