Обзоры книг
Перемены — новая нормальность. Как управлять компанией в нестабильные времена
20 апреля 406 просмотров
Обзоры книг
Перемены — новая нормальность. Как управлять компанией в нестабильные времена
20 апреля 406 просмотров

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Перемены пугают. Как строить планы? Как управлять компанией? Как действовать быстро и эффективно? Самое время изучать науку о переменах.

Преподаватель Гарвардского университета Джон Коттер и его коллеги 50 лет исследовали организации. Они выясняли, что помогает компаниям успешно меняться. А затем превратили выводы в учебные пособия. Люди, применявшие их, говорили: «То, чего нам удалось добиться, многие сочли бы невероятным еще два­-три года назад».



Стратегии перемен

В книге «Стратегии перемен» — практичные советы, которые помогут внедрить в ДНК вашей компании способность меняться.

Новая нормальность

Когда Коттер писал книгу, мир переживал пандемию. Казалось, это экстраординарный всплеск неопределенности. Но сегодня перед нами еще более масштабный вызов. И он точно не последний.

Ждать, что через год-два все устаканится, — значит игнорировать очевидное: перемены — новая нормальность. Нам нужно адаптироваться не время от времени, а постоянно.

Перемены активируют в людях канал выживания — сигнальную систему, которая ищет угрозы и реагирует на них. Она полезна, если включается время от времени. Но если трезвонит постоянно (как сейчас), мы то чувствуем себя на взводе, то впадаем в апатию. Так происходит и с людьми, и с целыми компаниями.

Но есть и другая система — канал процветания. Этот «радар» вместо угроз выискивает возможности. Активация канала процветания сопровождается страстью и волнением. Поле зрения увеличивается, мы чувствуем любопытство и хотим действовать.

Нам нужны обе системы, но когда мир меняется, канал выживания забирает все ресурсы. Задача — не давать ему пе­регреваться и активировать канал процветания. У себя и тех, кто рядом.

Больше лидерства, больше лидеров

В большинстве организаций планы реализуются каскадами: сверху вниз. Вдохновляющую картину будущего видит лишь группа топ-менеджеров. Остальные чувствуют страх неизвестности. Их канал процветания отключен. Поэтому перемены либо идут слишком медленно, либо вообще затухают.

Чтобы успешно меняться, вам нужна большая группа увлеченных лю­дей, острых умов, внимательных глаз и активных «радаров», выискивающих возможности. Ими могут стать сотрудники, представляющие все отделы компании.

Такой подход называют лидероцентричным: каждый сотрудник, независимо от должности, может вдохновлять и направлять других. Каждый может стать проводником перемен.

Как активировать канал процветания

Если канал процветания недостаточно активен, чаще думайте о перспективах, которые увлекательны, реалистичны и важны лично для вас. О том же стоит говорить и с коллегами. Обсуждайте возмож­ности, а не проблемы.

Какие трудности стоят перед организацией? Чего она сможет добиться, если внедрит инновации и начнет действовать иначе? Какие потребно­сти клиентов, сотрудников, поставщиков, акционеров или общества не удовлетворяются и что вы получите, если удовлетворите их?

Организуйте в компании поток сообщений о возможностях. Они затрагивают сердца, а не только умы, и люди вовлекаются в работу, потому что хотят этого, а не просто потому, что обязаны.

Найдите сотрудников, готовых действовать. Вместо того чтобы убеждать песси­мистов, начните с той точки, где энергия уже есть, и позвольте ей нарастать. Поощряйте лидерские действия от кого угод­но — даже от тех сотрудников, кто раньше не был на хорошем счету.

Что еще

Бенджамин Франклин говорил: «Переставая меняться, вы перестаете жить». С каждым годом его слова становятся все актуальнее. Подход, описанный в книге, основан на достижениях нейробиологии и изучении человеческой природы, а также на понимании структуры современной организации и барьеров, возводимых ею перед изменениями.

В книге — все о том, почему нам трудно справиться с переменами и что могут сделать лидеры, чтобы лучше реагировать на угрозы и возможности.


Вот что вас ждет:

  • Истории компаний, которые внедряли стратегии и преодолевали кризисы за 90 дней
  • Как действовать в эпоху быстрых перемен
  • Как смягчить реакцию выживания
  • Цифровая трансформация, которая по-настоящему преображает
  • Почему agile не работает и как это исправить
  • Общественные инициативы, которые могут помочь миллиардам людей

Нынешний кризис — всего лишь экстремаль­ный пример растущей неуверенности в будущем. Мы сталкивались с ней раньше и будем сталкиваться еще. Наука о переменах помогает справиться. И если начать сейчас, можно получить поис­тине ошеломляющий результат.

По материалам книги «Стратегии перемен»

P.S. Хотите первыми узнавать о новых книгах и получать приятные скидки? Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю выбираем полезные отрывки, советы и лайфхаки — и отправляем вам.

Похожие статьи