В июне МИФ отмечает день рождения. Максим Дорофеев, прокрастинатолог, эксперт в теме продуктивности, автор бестселлеров «Джедайские техники» и «Путь джедая» рассказал о мифах, сложившихся вокруг поисков себя и счастья на работе.
Миф № 1
Считается, что мы правильно управляем своей карьерой, если знаем ответ на три вопроса: «Кем вы будете через 5 лет», «Какая ваша главная цель в работе?», «Какие шаги помогут вам достигнуть цели?».
Большие скидки и три книги в подарок→
Всегда ли я знал ответы на эти вопросы? Конечно, нет. У меня долгое время была традиция раз в 5 лет бросать все и начинать в новой сфере с нуля. Я пас коров, работал программистом, был таксистом, преподавал, делал ПО, руководил отделом разработки. Если бы в году 2015-м меня спросили: «Дорофеев, ты веришь, что напишешь книгу про психологию и будешь заниматься тренингами?», я бы сказал: «Вы что! Я никогда не буду этим заниматься».
Есть ощущение, что у многих нет плана и это нормально. Но со школы нам прививают мысль: у каждого человека должна быть единая цель. В итоге люди что-то себе выдумывают в 13 лет, потом разочаровываются в выборе и до 40 лет живут с комплексами.
Знаю ли я сейчас, что будет дальше? Нет, хотя уже 7 лет радикально не меняю область. Может быть, как старый акын из анекдота я нашел свою ноту и здесь останусь, но готов ко всему.
Бывают ли случайности, которые могут стать поворотным пунктом в карьере?
У меня их было очень много. В том, куда я пришел, большой вклад внесла удача, а не целенаправленное планирование.
Возьмем прокрастинатологию. Я закончил физфак и мне казалось, что наука без формул — это не наука. Отсутствие доказательств воспринималось доказательством отсутствия: если не можешь чего-то четко описать, нужно это игнорировать. Постепенно я начал понимать, что мир богаче, чем то, что способны описать формулы. Чудеса в них не вписываются. Так я пришел к психологии и теме, которой сейчас занимаюсь.
Что такое природа удачи?
Я считаю, что удача — это избирательность внимания. Мне нравится книга психолога Ричарда Вайзмана «Как поймать удачу». Разделяю его позицию: каждому из нас мир подбрасывает примерно одинаковое количество удачных ситуаций. Весь вопрос в том, заметим мы их или нет.
Миф № 2
Многие считают, что карьерный кризис, то есть ощущение, что ты пришел не туда, — это сигнал об ошибке, которую мы сделали ранее. Например, выбрали не ту деятельность. Или что с нами просто что-то не так.
Путь джедая
Для меня было сложно уйти из найма. Но любой карьерный виток — это когда много вещей случайно складываются определенным образом, появляется возможность, которой можно воспользоваться. Однажды карты сложились так, что у меня получилось попробовать сольную карьеру. Я понял, что в следующий раз это произойдет нескоро, и решил использовать шанс.
Временами накатывала паника, был стресс, некоторые вещи давались с трудом. Перетерпел. Нельзя сказать, что все прошло разом. Но чем дальше, тем проще все стало переноситься. Придавала уверенности финансовая подушка плюс я решил: когда мой баланс упадет ниже определенного комфортного уровня, я пойду искать работу. Так я защитился от негативного исхода, а пока было можно — рисковал, улучшал ситуацию.
Миф № 3
Любимая работа — это всегда горящие глаза.
В 2013 году я уволился из найма, а через 7-8 месяцев чуть не сдох. Понял, что на протяжении последних двух недель виделся с женой всего 1 раз.
Опасность любимой работы заключается в том, что ты начинаешь ее потреблять. Я немножко запойный в этом плане. Но обычно когда мы дохнем, психика нас защищает. Она перенастраивает фильтры восприятия: то, что когда-то нравилось, делается скучным и неинтересным. Я почувствовал, что клиенты перестали казаться приятными людьми, и понял: надо отдыхать, каждые 3 месяца уезжать в отпуск — это тоже часть моей работы. Иначе какое право я имею говорить другим: «Ребята, отдыхайте, соблюдайте баланс между работой и личной жизнью?» Важно помнить: чем больше ты любишь работу, тем с большей вероятностью сгоришь.
Миф № 4
На старте нового витка карьеры люди часто ищут гарантии, что они смогут заработать в той или иной теме. И, если таких гарантий нет, то не идут вперед.
Нет никаких гарантий и это сложно. Но надо понимать, что никто не идет рисковать жизнью (точнее, не нужно так делать). Большинство вещей, если говорить про смену карьеры, возможны параллельно.
Вот мой пример. Сигналы того, что я буду заниматься тем, чем занимаюсь сейчас, были еще 20 лет назад. У меня с 2005 года был блог в ЖЖ (потом выяснилось, что мои первые клиенты были моими читателями), я выступал на конференциях — это делалось без плана и параллельно с работой.
Мне кажется, такая стратегия уместна для многих. У каждого есть то, что он делает помимо работы в свое удовольствие, готовые заделы. Платить за это нужно лишь своим временем и дополнительным, не очень тяжелым трудом. Еще важно важно протестировать идею (а делать это можно, не увольняясь). Потому что первые пришедшие в голову обычно не работают.
И напоследок приведем четыре простейших примера из книги «Джедайские техники», как устранить утечки мыслетоплива. Это поможет работать в полную силу и добиваться карьерных высот.
1. Составлять списки дел и регулярно их просматривать.
Если вы нигде не зафиксируете, что вам нужно сходить к стоматологу (вызвать сантехника, опубликовать пост в блоге, позвонить заказчику), то периодически в вашем сознании будет выскакивать мысль: «А ты не забыл, что должен еще заняться вот этим?» Направляя энергию не на текущую задачу, а на то, чтобы удержать все дела в голове, вы зря расходуете ресурс.
2. Сокращать количество отвлекающих факторов.
Социальные сети, гаджеты, звуковые уведомления о входящих сообщениях — все это требует нашего внимания и пожирает мыслетопливо. Всякий раз, переключаясь на развлекательный контент или переписку в мессенджерах, а потом пытаясь вновь сконцентрироваться на важной задаче, мы теряем энергию.
3. Каждый день спать по 8–9 часов.
Это очень важно: при дефиците сна нам становится сложнее управлять вниманием, поэтому приходится тратить больше мыслетоплива, чтобы сосредоточиться на задачах.
4. Следить, чтобы не накапливалось слишком много отложенных проблем.
С чего можно начать? В течение ближайших 72 часов выполните все мелкие дела, которые беспокоят вас, регулярно всплывают в вашем списке задач, но постоянно переносятся на потом: разберитесь с долгами, сходите на почту, почините кран в ванной… В будущем старайтесь решать такие вопросы вовремя.