Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Бизнес-кейсы
Из экономистов — в иллюстраторы. Интервью с Элиной Эллис. Часть 1
5 января 2021

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Елена Резанова — специалист по поискам себя и самореализации взрослых профессионалов, автор бестселлера «Никогда-нибудь» и книги «Это норм!». Мы запустили серию онлайн-интервью состоявшихся в карьере людей. Вот, к примеру, потрясающе интересное интервью с Элиной Эллис. Во взрослом возрасте она переехала в Англию, состоялась как экономист-международник, а потом нашла себя в иллюстрации. Сейчас Элина международный автор и иллюстратор детских книг.

Посмотреть видеоверсию интервью можно тут. А почитать прямо здесь↓

Елена Резанова: Сегодня у нас Элина Эллис — иллюстратор, очень-очень интересный человек с очень интересной карьерой. Из тех людей, которых я особо люблю и рассказывать о которых мне наиболее приятно. Это люди, которые сделали себя сами.

Элина, я хочу, чтобы сначала вы посвятили нас в предысторию, как пришли к той точке, где вы сейчас? Как всё начиналось?


Елена

Элина Эллис: Начнем с того, что я экономист по образованию, менеджмент, внешнеэкономическая деятельность. И вторая специальность — переводчик. Но никак не художник и тем более не иллюстратор. В иллюстрацию я пришла после тридцати. То есть это был не линейный путь, а сплошные зигзаги.

ЕР: То есть всё не начиналось с иллюстрации.

ЭЭ: Нет-нет!

ЕР: Но сейчас вы занимаетесь иллюстрацией профессионально. А как вы пришли к ней? После тридцати такой резкий поворот сделать — это вообще как?

ЭЭ: Ну да, поворот был довольно резкий, но рисовала я всю жизнь — для себя. Когда же иллюстрация меня-таки настигла, я была совершенно к ней не готова: на тот момент я уже несколько лет не рисовала. У меня были карьера в экономике, маленький ребенок, семья. И тут чистая случайность: мой друг сидел в парикмахерской и краем уха услышал разговор, как женщина, которая впоследствии оказалась детским писателем, жаловалась, что не может найти иллюстратора для своей новой книжки. И он сказал: «Я знаю девочку, которая неплохо рисует. Только она живет в Англии».

ЕР: Вот это да!

ЭЭ: Вот и всё! Она мне написала, и я сказала: «Давайте попробуем!». Я понятия не имела, что делаю, — это был эксперимент. Я много раз пожалела, что согласилась и ввязалась в это дело, потому что всё оказалось гораздо сложнее, чем я предполагала. Но такая уж черта моего характера: если я во что-то вгрызаюсь, то не останавливаюсь, пока не получаю результат.

И я вгрызлась. Да так, что после первой книги сразу пошла вторая, третья и так далее. Через два года с того момента, как ко мне пришел первый заказ, я уже ушла со своей работы в свободное плавание как иллюстратор.


Элина

ЕР: Потрясающе! Один из самых больших стереотипов — то, что сначала приходит цель. После этого начинаются осознанные действия по плану. И только после этого возникает вероятность прийти в ту точку, в которую хочется прийти. А у вас такие интересные зигзаги! Я читала, что в самом-самом начале вы еще и гимнастикой художественной занимались.

ЭЭ: Да, занималась!

ЕР: Я знаю, что художественная гимнастика — это далеко не вышивание. Очень энергозатратная, построенная на большой самоотдаче и самодисциплине. И опять же — это не про иллюстрацию! Если бы вы потом пошли в фитнес, хоть какая-то связка была. А тут, действительно, очень интересно.

ЭЭ: Да ну, гимнастка из меня была весьма посредственная: это было больше для здоровья. Я занималась много чем: у меня была своя программа на радио, я работала менеджером на телекомпании, снималась в рекламе, была подмастерьем у интернет-дизайнера. Когда я стала экономистом и менеджером в архитектурно-строительной компании, то решила: «Ну я же творческая натура!» — и открыла отдел интерьер-дизайна при этой компании (это уже в Англии было). Да, чем я только не занималась! Я искала себя. И когда ко мне пришел этот первый заказ, я подумала: раз звезды зажигаются, это кому-то надо!

Я рисую всю жизнь, причем, специфически. Я никогда не была серьезным художником, у меня не было художественного образования — я просто рисовала веселые картинки. Но решила: «Ну ведь неспроста на меня упало это предложение, давай-ка я попробую!» Прекрасно помню, что, когда взялась за это дело, моя мама сказала: «Эля, остановись!» В тот момент, когда мне пришел заказ, я получала третье высшее по интерьер-дизайну.

И она говорит: «Закончи хоть одно образование! Сколько можно!Что ты опять скачешь куда-то ещё?!»

Я начала рисовать — мне понравилось. Я стала разбираться. У меня аналитический образ мышления: всё-таки и мое экономическое образование, и опыт работы позволяют мне мыслить стратегически, что очень несвойственно творческим людям. Во мне сложилось то, что очень редко комбинируется, и я очень четко представляла вопрос про план. Когда я решила, что всё-таки хочу быть детским иллюстратором, что это интересно и что это, наверное, мое призвание, я написала план. У меня даже пост был в ЖЖ («Живом журнале») «Есть ли у вас план?». [Смеется.] План у меня был, но я не представляла, куда приду. Даже сейчас мне иногда хочется себя ущипнуть, потому что я не могу поверить, что занимаюсь тем, чем занимаюсь, и делаю такие крутые штуки!

Вот вчера мне пришло письмо от издательства, что моя книжка взяла еще один очень престижный Award в Шанхае. Я этому безумно рада. Даже когда я была ребенком, то в самых своих смелых фантазиях не могла предположить, что моя жизнь сложится так, как она сложилась.

ЕР: Кстати, вы сейчас только что подсказали мне еще одну интересную мысль, хотя я не планировала об этом спрашивать. Знаете, на чем базируются все техники вроде «Идеального дня», «Опиши свою мечту» и так далее? Они предполагают, что как только мы очень четко захотели чего-то, путь начинает складываться. Но очень часто, как сейчас говорит Элина, мы идем куда-то, буквально зажмурив глаза от страха, потому что… ну непонятно вообще! И я очень часто от классных и заряженных людей я слышу: «А не слишком ли я замахнулась? Как-то даже страшновато».

ЭЭ: Да, у меня всё время ощущение, что я откусила больше, чем могу прожевать. А еще я периодически прыгаю с обрыва, рискуя всем, и понятия не имею, оправдается ли мой риск. То есть я прыгаю с обрыва в надежде, что научусь летать до того, как до земли долечу.

ЕР: Ага, да-да!

ЭЭ: И я этими маленькими крылышками изо всех сил очень интенсивно работаю!

ЕР: Здорово! Теперь второй вопрос. Элина, вот после того как вы уже поняли, что идете по этому пути, который нашли, были ли у вас спады или кризисы? Бывает ли такое, когда уже ты вроде как нашелся?

ЭЭ: Я считаю, что до сих пор не нашлась. Мне кажется, что моя жизнь — это вообще один сплошной кризис. Такое впечатление, что шаг вперёд — два назад. Постоянно.

Вот сейчас затеваю новый проект, который предполагает видеосъемку — профессиональную, качественную, студийную. Студии у меня нет. Ну есть моя домашняя студия, так что я накупила аппаратуры и пытаюсь снять качественно. Я уже неделю долбаюсь, готова лезть на стенку и биться об нее головой, но у меня ничего не получается… Все сроки прошли: я обещала подготовить первую видеосъемку, но у меня ничего не получилось. Теперь нужно докупать теперь целую кучу аппаратуры, чтобы всё работало, потому что и свет не тот, и звук не тот, и всё не так, и вообще я даже не в камеру разговариваю.

Казалось бы, я — состоявшийся человек, но тут же начинаю что-то новое. Творческая профессия всегда предполагает начинание чего-то нового, потому что любой новый проект — это тот же прыжок. Ну вы знаете, вы книги пишете! Это то же самое: когда ты начинаешь работать над книгой, ты понятия не имеешь, во-первых, что получится в итоге, во-вторых, будет ли она успешна, будет ли она продаваться и вообще нужна ли кому-то. Это постоянный процесс неуверенности и кризиса. Иногда тебе кажется, что ты гений, иногда — что полное ничтожество, и это тоже нормально. Мне кажется, по-другому не бывает. Точно так же в любом бизнесе есть взлеты и падения. Вот такого роста я не видела ни разу ни у кого.

ЕР: Да-да-да. Слушайте, этот рост как-то просачивается в наше сознание из каких-нибудь классных фильмов про успех, и он действительно выглядит так: полетели и взлетели.

ЭЭ: И уже никогда не падаем!

ЕР: И уже никогда не падаем. Когда вы в процессе этой не получающейся пока видеозаписи, когда у вас что-то не получается, когда вы себя ругаете, вы вспоминаете о том, что вы, например, автор книги, которая получила премию года?

ЭЭ: Нет, конечно! Я думаю: «Я безрукая, тупая, ничего не понимаю. Видеограф из меня никакой». И опять же мне кажется, что большинство из нас не думает о своих заслугах: мы склонны больше обращать внимание на неудачи и на то, что у нас не получается. Мне кажется, советское воспитание очень сильно повлияло на нас в этом плане, потому что если хорошо, то так надо: чего хвалить? А если плохо, то отругают. Мы так привыкли, что хорошо — это нормально, так и должно быть. А вот если плохо, то безобразие.

ЕР: Да, четверка — это не оценка…

ЭЭ: О, у меня мама говорила. К примеру, я получила 99 баллов, первый вопрос будет: «А почему не сто? А где ты один балл потеряла?» [Смеется.]

ЕР: Да-да-да, и я очень часто это слышу от людей, которые это слышали в детстве. Они говорят: «Ну что ж я никак я не могу порадоваться за себя и остановиться. Что ж меня всё время синдром самозванца-то терзает?» А потому что четверка — это не оценка. Потому что если даже у тебя пятерка по истории, то что по математике — четверка или тройка?

ЭЭ: История моей жизни!

ЕР: Хорошо, пятёрка по математике, а почему не олимпиада? А если олимпиада, то почему не первое место? А почему не в области? Бесконечный процесс: как будто ты дорастаешь до нужной точки на этом измерительном отрезке — и снова. Потом мы притаскиваем это в свою взрослую профессиональную жизнь — это ощущение, что ты никогда не достигнешь какого-то уровня, на котором ты можешь выдохнуть, успокоиться и сказать себе «Окей».

Откуда-то берутся все эти метрики? Например, откуда мы знаем истории, что всё взлетает? Человек начал бизнес, посмотрите, через два года он уже такую-то долю рынка имеет. И в эту выборку ведь редко попадают ребята, которые, например, не взлетели.

ЭЭ: Точно так же, как с лотереей. Почему люди играют в лотерею? Потому что везде трубят о том, кто выиграл. И никто не говорит о миллионах, которые не выиграли.

ЕР: Я хотела бы перейти к вопросу про случайности в вашем успехе. Помните, вы уже начали рассказывать об этом, когда сказали, что совершенно случайно ваш друг, сидя… где он сидел?

ЭЭ: В парикмахерской.

ЕР: В парикмахерской, да. Вот как эта цепочка событий, которая привела вас к той точке, что ваш друг, сидя в парикмахерской, услышал разговор и… он ведь мог и не сказать ничего, и не услышать его. Скажите, пожалуйста, на вашем пути такое ещё происходило? Были ли какие-то незапланированные вещи, которые происходили просто потому, что происходили?

ЭЭ: Ну, наверное, этот случай был самый яркий и самый жизнеизменяющий. Но я очень люблю пословицу: везёт тому, кто везёт. И ещё: ничего не получается только у тех, кто ничего не делает. Верю в теорию вероятности: если ты движешься в определенном направлении, выполняешь какие-то телодвижения, то, скорее всего, это как-то где-то скажется. Допустим, ты хочешь с кем-то познакомиться, с кем-то важным для тебя. Для этого нужно бывать на тех же тусовках, где бывает этот человек — тогда у тебя будет больше шансов с ним познакомиться. Если ты сидишь дома на диване и мечтаешь с ним познакомиться, то шансы — сводятся к нулю. И так во всём. Чем больше мы работаем в том направлении, где мы хотим, чтобы нам повезло, тем больше шансов, что как-то там звезды сойдутся, и это произойдет.

Я никогда не рассчитываю на везение — я рассчитываю на элементарные законы физики: чем в большее количество дверей ты постучишься, тем больше вероятность, что хотя бы в одной из них тебе откроют. И расценивать это как везение или как закономерность — это уже каждому своё. Просто большинство людей, глядя на тебя со стороны, рассматривают это как везение, потому что они видят только открытую дверь, а сто других, в которые вы постучались и вам там не открыли, они не видят. Вот поэтому такая траектория и вырисовывается!

ЕР: Да, у нас есть представление о том, что что-то классное может произойти только, если оно четко запланировано и поставлено в график. Но многие вещи случаются не по расписанию. Они происходят просто потому, что происходят. Я иногда ради интереса и веселья предлагаю людям, с которыми разговариваю об этих неслучайных случайностях, попробовать отмотать назад цепочку событий, которая к этому привела. И оказывается, что, во-первых, это цепочка совершенно не линейна, а во-вторых, есть действительно какая-то доля участия. То есть как будто бы часть пути тобой пройдена осознанно.

ЭЭ: Хочешь выиграть в лотерею — купи билет.

ЕР: Купи билет, да. И часть этого не совершенно непрогнозируемая, но ты создаешь эту волну, и она начинает приносить свои результаты.

Похожие статьи