В работе не обойтись без креативности. Нейрохирург Рахул Джандиал уверен: в каждом человеке есть священный сосуд творчества, только и ожидающий, чтобы его распечатали и выпустили заточенного в нем джинна на волю. Узнали, как это сделать, из книги «Нейрофитнес».
Немного науки: россыпи огоньков
Нейрофитнес
Нейробиологи выяснили, что способность к творчеству заложена в нашем мозге. Лобные доли — тот отдел, который изнутри «упирается» в лоб, — имеют для этого ключевое значение. Как самая «умная» часть мозга, его «командный пункт», лобная доля позволяет нам вести себя организованно, сознательно и целеустремленно — эти способности категорически недоступны нашим меньшим братьям.
Но один в поле не воин, и в одиночку с такого рода актами высшей психической деятельности лобная доля не справилась бы. Обратим внимание на мозжечок — сгусток мозговых клеток, который лежит ниже и позади большого мозга и выдается из мозгового ствола, как выросший на старом дереве гриб. Когда автор только поступил на медицинский факультет, его учили, что мозжечок отвечает исключительно за точность мышечных движений, выработанных годами практики. Опубликованные в последние годы исследования четко показывают, что повышенная активность мозжечка напрямую связана с решением творческих задач. И как сейчас считается, этот участок мозга координирует творческое мышление точно так же, как и точность мышечных движений.
Но чтобы возникло творчество, весь мозг, все его отделы должны действовать согласованно, гармонично и синхронно, как симфонический оркестр или футбольная команда. Искра творчества не вспыхивает в каком-то одном месте — она высекается во всех точках, объединенных в величественную сеть.
Как высвобождать креативную энергию?
Метод генерирования идей Рахула Джандиала вырос из привычки хирургического планирования. Если назавтра предстоит особенно сложная операция,нужно дотошно изучить снимки мозга пациента и засевшую в них опухоль, а засыпая, снова прокрутить все это в голове. Утром важно выделить несколько минут, чтобы вновь посмотреть снимки, уточнить форму и положение контуров опухоли. Автор обнаружил, что благодаря этой простой практике в его пространственное воображение надежно впечатывается объемная анатомическая картина операционного поля, где ему предстоит действовать.
В продолжение этого подхода автор два вечера в неделю перед сном читает статьи, напрямую или косвенно связанные с экспериментом, над которым работает. Таким образом, прокручивая в голове полученные другими данные и выводы, пока мозг продолжает искать ответы на собственные научные и практические вопросы, он обнаруживает новые связи между тем, что уже установлено, и любопытными, а порой и чересчур смелыми заключениями, к которым пришли в лаборатории.
Такие мысленные блуждания в пограничной области между полудремой и бодрствованием доказали свою плодотворность не только для врачей, но и для людей искусства. Сальвадор Дали в книге «50 магических секретов мастерства», наставляя, как управлять сновидениями, отмечает: «Вам следует решить проблему, как „спать не засыпая“, как достичь вершин диалектического сна — ведь такой отдых находится на тончайшей невидимой грани, отделяющей сон от бодрствования».
Поскольку все мы в сновидениях по части креативности не уступаем Дали, вполне возможно, что в момент наступления сна (в нейробиологии это промежуточное состояние называется гипнагогическим) и во время медленного перехода снова к бодрствованию (гипнопомпическое состояние) в нашем сознании на мгновение открываются порталы в подсознательную креативность, откуда, если успеть, можно выхватить творческое прозрение.
Гимнастика для мозга
Совет № 1. Позвольте мозгу блуждать
Человеческий мозг не компьютер, как бы ни убеждали нас в обратном. Мозг — живая материя, и его правильнее уподобить буйно разросшемуся саду, чем картотечному шкафу, где все разложено по ящичкам в строгом порядке. А блуждание ума по собственному саду мыслей, воспоминаний, чувств и желаний — верный способ открыть свою творческую ипостась.
Безусловно, чтобы заложить базу знаний, необходимо длительное время сохранять сосредоточенное внимание и концентрацию. Креативность, и в этом весь фокус, требует баланса между пребыванием здесь и сейчас и блужданием мыслями где-то там, между целенаправленным усвоением знаний и вольным полетом фантазий. Чарльз Дарвин, например, сначала основательно изучил биологию и ботанику, а потом так перекрутил в голове эти прочно усвоенные знания, что пришел к идее эволюции. Так и вам надлежит сначала взять на себя нелегкий труд освоить имеющийся свод знаний, и только потом начнут приходить оригинальные идеи, никого до вас не осенявшие.
Совет № 2. Играйте
Креативность сродни играм, только в версии для взрослых, и потому вряд ли удивительно, что детские игры и изобретательность старших имеют тесную глубинную связь. Даже для людей точных профессий, например инженеров, архитекторов или ученых, опыт неструктурированной свободной игры, особенно заставляющей притворяться кем-то или верить в некую фантазию, служит хорошим подспорьем нынешнего творческого мышления.
Совет № 3. Выйдите на природу
Природа благотворно воздействует на ваше творческое мышление. Для этого необязательно неделю бродить в дремучем лесу. Хороший эффект дадут даже получасовые прогулки в окрестностях дома, работы или школы. Эйнштейн, например, выработал привычку ежедневно проходить почти по 2,5 км из дома в Принстонский университет, где он работал, и обратно. Небольшая физическая нагрузка, глоток свежего воздуха, смена времен года — все это питательные вещества или, скажем, заправка для креативности вашего мозга.
По материалам книги «Нейрофитнес»
Обложка поста — unsplash.com