Помните момент в «Матрице», где Нео бежит по коридору с бесконечными дверями? Жизнь похожа на такой коридор. Обычно мы не слишком часто заглядываем за закрытые двери. Но если решили начать бизнес — все меняется.
Галия Бердникова основала больше 10 успешных проектов в разных сферах: от косметики до онлайн-образования. В книге «Путь бизнеса» — концентрат ее опыта. С чего начать, в какие двери заглядывать, а на что не тратить силы.
Путь бизнеса
Здесь нет обещаний легких денег и рецептов, как за три шага заработать миллион. Делать бизнес — непросто. Но теперь у нас есть дорожная карта. От первого шага — до того, как получать удовольствие от своего дела.
Путь бизнеса и путь ремесла
В малом предпринимательстве есть две стратегии: «путь ремесленника» и «путь бизнеса». Путь ремесленника опирается на вашу личность и способности. Путь бизнеса — на создание команды.
Смотрите: шитье как хобби и открытие магазина одежды — два разных проекта. В первом случае вы занимаетесь любимым делом, контролируя только свою загрузку. Во втором — начинаете управлять компанией, и… времени шить может и не остаться. Зато придется освоить навыки убеждения, принятия решений, переговоров и много чего еще.
Для предпринимателя любимое занятие — это бизнес как таковой. Удовольствие — в процессе, в результатах, в деньгах. — Иллюстрация из книги.
У каждого пути — свои плюсы и минусы. Главное — понять, какой из них ваш. Книга поможет разобраться и начать двигаться вперед.
Где взять деньги для старта?
«Я не знаю, где взять инвестиции для старта». Сколько идей разбилось об эту фразу. Но инвестиции не помогут вести бизнес. Снять свой офис — да. Арендовать помещение, закупить оборудование и открыть кафе — тоже. А вот научиться из денег делать деньги, то есть зарабатывать, — нет.
Что делать? Не открывайте того, что требует больших инвестиций на начальном этапе. Протестируйте гипотезу, не открывая магазин. Создайте страничку в Instagram и развивайте ее, пока не получите десятки клиентов, желающих, скажем, примерить ваши платья в живой точке в конкретном городе.
Сделал одно изделие — продал. Сделал два — продал. Сделал четыре, восемь, двенадцать… Все начинается с этого, а не с инвестиций.
Бизнес-модель. С чего начать
Если не хотите пополнить ряды самых популярных стартаперов — тех, кто прогорел в первый год работы, — начните с составления бизнес-модели. Она помогает понять, откуда возьмется прибыль. Бизнес-модель состоит из девяти блоков, которые показывают логику действий компании для успешной работы.
Самая популярная схема у начинающих предпринимателей — B2C (Business-to-Consumer), или от бизнеса к клиенту, когда вы продаете продукт напрямую. Но есть и более необычные варианты. Например, С2С (Consumer-to-Consumer) — от потребителя к потребителю: когда вы шьете одежду, переводите тексты, даете уроки или сдаете жилье на Airbnb.
Еще одна модель — C2B (Consumer-to-Business), когда потребитель помогает бизнесу. Например, Lego Factory, где клиенты и фанаты Lego высылают свой дизайн фигурок, которые затем выходят в продажу.
Серийный предприниматель
Галия называет себя «серийным предпринимателем». Первое дело она открыла в 16 лет — это была выставка авторских фотографий. Потом появилась фотошкола, которая выросла до сети «ПИКЧА», кафе «Свитер», «Лайк Центр», производство СПА-косметики… За 12 лет Галия досконально изучила, как открывать и развивать бизнес-проекты.
В каждый проект Галия вкладывается по максимуму. В книгу — тоже.
Из книги вы узнаете много полезного:
- Минусы и плюсы бизнеса (без прикрас)
- Две стратегии запуска стартапа
- Как подсчитать расходы на открытие
- Каналы сбыта: кому продавать
- Четыре ключа, помогающие начать
- Как считать деньги и вести учет
- Из чего строить маркетинг
- А если это не мое?
Предприниматель — это такой «многорукий многоног», которому нужно безостановочно расти и развиваться. Растет он — растет и бизнес. В книге — вдохновение, опыт и четкие шаги, которые помогут создать дело вашей мечты.
По материалам книги «Путь бизнеса».
P.S. Хотите каждую неделю получать полезные советы из самых интересных книг по бизнесу и маркетингу, узнавать о новинках и получать скидки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.