В первой части интервью с Юлией Тегель мы говорили о преимуществах Agile-маркетинга, а также о том, где гибкость не работает. Юлия — Agile коуч, Agile-маркетолог и научный редактор книги «Agile-маркетинг». Во второй части интервью мы сосредоточились на практике — как внедрить гибкие методологии, с чего начать и как бороться со сложностями.
— Agile-маркетинг в России только начинает развиваться. Как маркетологи реагируют на внедрение гибких методологий?
— Очень по-разному. Я вижу большой интерес к Agile-маркетингу со стороны маркетинг-директоров, бренд-команд, агентств, в залах на доклады по теме agile-маркетинг собирается все больше участников. Еще год назад картина была совсем другой. Задавая вопрос на конференции «Кто уже знаком с agile-маркетингом?», я видела 3-5 поднятых рук, сейчас, как правило, уже большая часть зала слышала/читала, а кто-то уже имеет практический опыт agile в своих организациях.
Agile-маркетинг
Юлия Тегель
С другой стороны, некоторые эксперты-маркетологи агрессивно относятся к agile-маркетингу, называя его «еще одним лжеподходом» и считая, что это очередное новое веяние, которое как пришло, так и уйдет. Я искренне считаю, что Agile нельзя навязать или заставить людей быть Agile. Если эта
философия находит отклик у вас лично и в вашей команде — тогда есть смысл пробовать переходить на эту культуру, использовать инструменты и практики. Если нет — это тоже хорошо, просто ваш путь другой.
— Есть ли примеры компаний, которые уже перешли на рельсы agile в маркетинге или близки к этому? Что изменилось в их работе? К каким результатам это привело?
— Да, конечно, есть. Более того, некоторые компании (чаще это стартапы) интуитивно Agile. Иногда я слышу фразу «А мы так и живем, только не знали, что мы Agile!» И это здорово. Таким командам, как правило, нужно выбрать подходящий фреймворк или методологию (Scrum/Kanban/Scrumban), определенные практики, чтобы в интуитивное развитие добавить системность. Ведь, когда встанет вопрос роста и масштабирования, интуиции станет мало.
Бизнесы очень разных категорий начинают переводить свои не IT-департаменты, в том числе маркетинг, на Agile. Часто это IT-компании, разработчики которых уже давно Agile, и теперь стоит вопрос об адаптации этой культуры в не IT-департаментах, ведь гибкость организаций зависит от самого «негибкого» звена. Мы выстраивали маркетинг по ценностям и принципам agile и в медицине — в стоматологической клинике, и в компании, занимающейся B2B продажами оборудования…
Если говорить о результатах из моей практики, то это значительное уменьшение времени на вывод новых продуктов/коммуникационных кампаний на рынок (до 2-х недель — от идеи до готового продукта), увеличение количества новых, креативных идей, более эффективное взаимодействие между департаментами/командами, повышение мотивации и вовлеченности сотрудников, увеличение оборота компании.
А еще более счастливые сотрудники 😉
Agile делает команду сплоченнее. Источник
Могу ли я сказать, что такие результаты достигаются только за счет перехода на Agile? Скорее, нет. Agile — это мощный катализатор, который запускает очень много изменений в компании: меняются бизнес-процессы, принимаются кадровые решения, внедряются новые инструменты, в том числе ПО и так далее . Все это вместе и приводит к хорошим результатам. И главное, помнить, что значимые результаты сразу вы не увидите. Наоборот, в первые месяцы мы видим спад показателей, и в этот момент я часто слышала «Это ваш Agile во всем виноват!». Здесь важно сохранить мотивацию и уверенность в том, что вы обязательно придете к поставленным целям. Хорошо, если в этот момент с вами будет специально обученный человек — agile-коуч, который поможет команде не утонуть в долине слез. И примерно через полгода вы увидите первые положительные результаты, а через год они уже будут устойчивыми.
— Что, на ваш взгляд, самое сложное во внедрении agile-маркетинга?
— Меняться руководителю. Ведь, если Agile приходит в компанию, то изменения затрагивают не только сотрудников, но и руководство. Подход «вы там их измените, и все у нас будет ОК» не работает. Становиться из руководителя лидером, отпускать контроль, отдавать ответственность сотрудникам, доверять им, быть самому открытым и смелым очень сложно. На такие изменения нужно время. И все осложняется тем, что у руководителя всегда есть соблазн применить свой управленческий ресурс и прекратить все изменения, когда становится особенно сложно.
Если это случается, то в первую очередь страдают сотрудники, ведь они уже привыкли к новой культуре, у них загорелись глаза, появилась мотивация, и возвращаться к «предыдущей жизни» не хочется.
— С чего начать компаниям, которые хотят стать agile, но боятся?
— Ответить на вопрос «Зачем нам Agile». Причем не только в разрезе бизнеса или руководителя, но и понять, зачем Agile каждому сотруднику. Ведь, если человек не будет понимать «зачем» ему лично изменения, то он будет их саботировать.
— Внедрять нужно комплексно? Или можно начать с чего-то простого?
— Начните с пилотной команды.
1. Спросите у сотрудников, кто хотел бы попробовать новый формат работы. Важно не заставлять тех, кто не готов к изменениям.
2. Сформируйте команду — идеально до 9 человек.
3. Пройдите обучение, чтобы у всех было единое информационное пространство, понимание терминологии, инструментов и дальнейших шагов.
4. Действуйте! Причем по технике СЮ-ХА-РИ. Не пытайтесь сразу что-то изменить и адаптировать под себя. Начните с четкого соблюдения положений выбранного фреймворка/методологии (Scrum/Kanban/Scrumban). Помните, чтобы изменения были приняты, нужно время.
Юлия Тегель в соцсетях — @julia.tegel_agilemarketer и https://www.facebook.com/yuliya.tegel
Познакомиться ближе с гибким маркетингом поможет книга «Agile-маркетинг»