Обзоры книг
Сурикаты, вторая космическая и «закон дерьмовых кликов». Сила сетевого эффекта от ex-руководителя Uber
10 мая 525 просмотров

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

При запуске бизнеса неизбежно возникают две проблемы: как громко заявить о себе на рынке, когда ваш продукт еще не использует большое количество людей, и как добиться его вирусного распространения.

В книге «От одного пользователя до миллиона» ex-руководитель Uber Эндрю Чен, под руководством которого число пользователей выросло с 15 до 100 млн, рассказывает, как крупные компании преодолевают проблемы «холодного старта» и масштабируют свои продукты до миллиардов пользователей.

В основе книги — не только опыт Uber, но и LinkedIn, Zoom, Dropbox, Tinder, Pinterest и других гигантов.


От одного пользователя до миллиона

Что такое сетевой эффект?

Сетевой эффект в классическом понимании заключается в увеличении ценности продукта по мере того, как его начинают использовать больше людей.

Смысл интуитивно понятен: если ваши друзья, семья, коллеги или знаменитости, которыми вы восхищаетесь, не пользуются теми же приложениями, что и вы, сеть становится гораздо менее полезной или, возможно, совсем бессмысленной.

Сетевые эффекты являются единственным способом защиты от конкурентов в отрасли, где конкуренция жесткая, а защитные барьеры слабые. Вероятно, новой фотосоцсети потребовалось бы всего несколько месяцев, чтобы воспроизвести такие функции Snapchat, как Stories или исчезающие сообщения. Однако проблема в том, как заставить переключиться на новую сеть миллионы потребителей.

Крупные компании зачастую способны скопировать продукт мелких конкурентов, но им трудно захватить их сеть пользователей.

Закон суриката

Чтобы подчеркнуть реальное преимущество сетей, Эндрю Чен заимствует наблюдение из экологии. В 1930-х годах профессор Чикагского университета и пионер американской экологии Уордер Олли опубликовал статью под названием «Исследования агрегаций животных: коллективная защита от коллоидного серебра среди золотых рыбок».

Ученый сформулировал идею о том, что существует критическая численность (названная «порогом Олли»), обеспечивающая животным большую безопасность, после достижения которой популяция начинает расти ускоренными темпами.

Заключения Олли основаны на наблюдении, что животные находятся в большей безопасности и быстрее растут в группах: золотые рыбки растут быстрее и успешнее переносят токсичность воды, когда собираются в группы, а сурикаты, которые в банде, предупреждают друг друга об опасности.

Источник

Аналогия с высокотехнологичными продуктами здесь очевидна: если в приложении для обмена сообщениями не хватает людей, некоторые пользователи его удалят. По мере сокращения пользовательской базы участники будут уходить все быстрее, что приведет к остановке работы и распаду сети.

«Вторая космическая»

Когда компания масштабируется, может показаться: сработал сетевой эффект, и далее развитие пойдет как по маслу. Но это не так. Напротив, именно в это время высокотехнологичные компании начинают нанимать тысячи людей, запускают серию амбициозных новых проектов и пытаются поддержать стремительные темпы роста продукта.

На этом этапе классическое определение сетевого эффекта перестает быть истинным. Это уже не один эффект, а скорее три различные базовые силы.

  • «Эффект приобретения» позволяет продуктам подключаться к сети для недорогого и высокоэффективного привлечения пользователей посредством вирусного роста.
  • «Эффект вовлечения» определяет то, что продукт становится все более «прилипчивым» и увлекательным по мере того, как к нему присоединяются новые пользователи.
  • И, наконец, «экономический эффект» по мере роста сети повышает уровень монетизации и конверсии.

Все эти эффекты, взятые вместе, и образуют своего рода маховик, разгоняющий число пользователей сети до миллиардов человек.

Атомарная сеть

Изучая запуск продуктов с сетевым эффектом, нетрудно заметить, что у них, как правило, есть одна общая черта — они часто начинаются с малого: одного города, кампуса, с небольшого бета-тестирования в отдельных компаниях. Лишь закрепившись в небольшой сети, эти продукты долгое время развиваются и в итоге завоевывают весь мир.

Источник

Если вы сможете создать одну стабильную вовлеченную сеть, способную к самоподдержанию, — атомарную сеть, — то, вероятно, сумеете построить и вторую, связанную с первой. А после, скорее всего, — 10 или 100 сетей, связанных друг с другом.

Повторите эту процедуру множество раз, и вы получите огромную сеть, охватывающую весь рынок.

Что еще

«От одного пользователя до миллиона» — итог сотен интервью, трех лет исследований и обобщений, а также почти двух десятилетий работы в качестве инвестора и оператора сети.

В ней собрана большая часть знаний и основных концепций, циркулирующих в высокотехнологических отраслях, которые изложены в контексте начала, середины и конца жизненного цикла сети. А еще множество примеров и дорожная карта для ваших собственных продуктов.

Вот что вас ждет под обложкой:

  • личный опыт руководителя и интервью с топ-менеджерами LinkedIn, Twitch, Zoom, Dropbox, Tinder, Uber, Airbnb u Pinterest;
  • подробные разборы запуска удачных и провалившихся сетевых продуктов с выводами;
  • теоретическая база: полный цикл жизни сетевых продуктов и общие закономерности этого рынка;
  • схемы и принципы, которые можно применять в различных продуктах и отраслях.

Новый мессенджер, маркетплейс или агрегатор — всем им нужны первоначальные пользователи, чтобы привлекать других и быстро развиваться. В какой бы сфере вы ни работали, сетевые эффекты открывают путь для прорыва новых продуктов.

По материалам книги «От одного пользователя до миллиона»

Похожие статьи