Конфликты и бизнес — понятия неразрывные. Несогласие во взглядах, разные мнения, споры и столкновения мнений могут провоцировать рост, а могут разрушить сильнейшую компанию. Нейт Региер пишет: «Конфликт вырабатывает энергию». Чтобы научиться вырабатывать правильную энергию, нужно уметь выбирать поведение для определенных ситуаций.
Ошибка многих — во всех конфликтах вести себя одинаково.
Мы расскажем о 7 стратегиях, чтобы столкновения мнений стали топливом для вашей машины под названием «Бизнес».
Соперничество
Самый жесткий тип поведения во время конфликта.
Оппоненты-соперники стремятся победить друг друга любой ценой. Главная цель — удовлетворить свои потребности в ущерб противоположному мнению. Победа приравнивается только к поражению собеседника.
Особенности поведения:
- намеренный прессинг собеседника;
- контролирование слов и действий оппонента;
- провокации и отсутствие конструктивного диалога.
В большинстве случаев такой жесткий способ отстаивания своего мнения приводит к победе в конфликте. Но цена такой победы слишком высока. Когда перед вами человек, который вам дорог, таким поведением вы можете испортить любые отношения с ним.
Приспособление
Чересчур мягкий тип поведения в столкновении взглядов. Собеседник жертвует своим мнением, забывает про свои принципы и уступает любым способом. Только чтобы закончить неприятную ситуацию быстрее.
Особенности поведения:
- отсутствие сопротивления и желания победить;
- соглашение со всеми словами собеседника;
- пассивность в действиях и решениях;
- заискивание перед оппонентом.
Когда решение конфликта не важно, нужно сохранить взаимоотношения — позвольте человеку победить. Пусть самоутвердиться, а вы сохраните время и силы.
Если в основе конфликта существенная причина или его масштабы велики для уступки, то такое поведение не принесет должного результата. В итоге появится негатив, пропадет доверие.
Избегание
Собеседник откладывает конфликт и его решение до лучших времен.
Он не обращает внимание на точку зрения собеседника и не отстаивает свою.
Ждет, когда конфликт решится сам собой. Или найдется идеальное решение автоматически.
Особенности поведения:
- игнорирование аргументов собеседника;
- непризнание важности конфликта;
- пассивность во время диалога.
Когда использовать такое поведение? Когда предмет спора не важен, а хорошие отношения с собеседником сохранять не обязательно.
Важно помнить, что такое поведение не решит конфликт, а избегание усугубит отношения.
Компромисс
Суть такого поведения во время конфликта — удовлетворить интересы всех сторон. Найти места, где возможно уступить и получить выгоду.
Особенности поведения:
- склонность к взаимовыгодному решению;
- внимательность к вариантам собеседника и предложение своих условий;
- стремление к конструктивному диалогу.
Такое поведение считается справедливым, потому что все участники конфликта будут удовлетворены.
Но не стоит забывать, что такое решение будет промежуточным этапом. Когда конфликт разрешен и страсти улеглись, нужно продолжить поиск оптимального решения в спокойной обстановке.
Сотрудничество
Такое поведение — высшая ступень поиска компромисса.
Нужно решить конфликт так, чтобы у всех участников осталась выгода.
Главное не только учитывать позиции всех сторон, но и стремиться к удовлетворению требований оппонента и своих собственных.
Особенности поведения:
- открытое обсуждение проблемы;
- сбор сведений о причинах конфликта и участниках;
- изучение ресурсов для разработки альтернативных предложений;
- внимание к мнениям всех оппонентов.
Сотрудничество эффективно, если каждой стороне конфликта важно прийти к единому равнозначному решению.
Это поведение укрепляет доверие между участниками и развивает устойчивые взаимоотношения.
Переговоры
Самый распространенный тип поведения. С его помощью легко разрешаются небольшие бытовые и крупные споры.
Особенности поведения:
- стремление остановить агрессивные действия;
- внимательность к оппозиционной стороне;
- тщательное продумывание всех действий;
- поиск решения, которое будет выгодно всем;
- использование посредника.
Переговоры позволяют конфликтующим прийти к единому мнению без потерь.
Такое поведение нейтрализует агрессию и смягчает конфликт, дает время для обдумывания и поиск решений.
Перед выбором подходящего типа поведения тщательно проанализируйте ситуацию.
И помните, что лучше избежать возникновение конфликта, чем решать его позже.
По материалам книги «Конфликт — это подарок».
Источник обложки