Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Формула менеджмента
Что такое групповое мышление и как от него отделаться
14 августа 2018 6 348 просмотров

Сергей Капличный
Сергей Капличный

Любая группа людей, работающих вместе достаточно долгое время, начинает мыслить похожим образом. Работу группы и идеи, которые она отстаивает, определяют неписаные правила. Мы естественным образом склонны стремиться к гармонии в социальных группах.

Автор книги «Я хочу больше идей!» — Стив Роулинг — уверен, что групповое мышление создает идеальные условия для появления скрытых ошибок. Члены команды, вовлеченные в групповое мышление, не слышат окружающих и избегают открыто обсуждать надвигающиеся проблемы. Причиной этого может стать авторитарный лидер, не терпящий разногласий. Или же подчиненные, которые стремятся угодить и считают главным приоритетом гармонию в группе.

Подумайте, случалось ли вам работать в группе с сильно выраженной идентичностью и культурой, в которой люди могли сомневаться друг в друге? Как такая группа реагировала на плохие новости, критику или неудачу?

Что такое «групповое мышление»

Давайте сперва разберёмся в терминологии и фактах. Сам термин «групповое мышление» впервые использовал американский психолог Ирвинг Джанис, который исследовал, как администрация Кеннеди оказалась на грани войны во время Карибского кризиса в 1962 году. Джанис выяснил, что эта группа единомышленников стала оценивать свои решения слишком оптимистично и не прислушивалась к отдельным несогласным. В погоне за единогласием участники цензурировали сами себя, а самозваные «контролеры мышления» скрывали неудобную информацию от остальных членов группы.

Военные теоретики называют групповое мышление одной из причин плохого планирования и ошибок в ходе операций. Для борьбы с групповым мышлением американские военные советуют использовать технику «адвоката дьявола».

Мы все выстраиваем мысленные модели, объясняющие мир. Когда мы работаем в группе, наши индивидуальные модели становятся частью сложной групповой модели. «По мере увеличения количества участников в группе, — говорит Эд Кэтмелл, основатель Pixar, — неизбежно теряется гибкость».

Как выявить групповое мышление

  1. Ищите признаки группового мышления

Проверьте свою группу на склонность к конформизму, используя список из книги «Victims of group think» Ирвинга Джаниса:

2. Организуйте группу с открытым мышлением

Каким образом вы могли бы адаптировать описанные ниже модели поведения, рекомендуемые Ирвингом Джанисом, для вашего следующего обсуждения?

Назначьте «Адвоката дьявола»

Назначьте одного из участников дискуссии «адвокатом дьявола». Его задача — любым способом не согласиться с мнением группы. «Адвокату дьявола» следует знать, что остальные члены группы:

  • имеют склонность сначала поверить во что-то, а затем искать подтверждение своим убеждениям;
  • обычно замечают то, что ожидают заметить;
  • не обращают внимания на информацию, которая не соответствует их ожиданиям;
  • очень быстро привыкают к занимаемой ими позиции.

Попросите «адвоката дьявола» доказать мнение, обратное мнению группы, одним из следующих способов:

  • сделав другой вывод на основе предложенных данных;
  • найдя упущенную из виду информацию.

Регулярно меняйте участника, выполняющего роль «адвоката дьявола».

Люди — социальные существа, и общество порой оказывает на нас сильное давление. Мы беспокоимся о своем статусе и утешаемся мыслью о том, что видим мир так же, как и другие вокруг нас. Когда мы работаем в группе, конформизм может подобраться незаметно. Поэтому очень важно успеть заметить признаки группового мышления и устранить их до того, как они уничтожили ваш проект.

По материалам книги «Я хочу больше идей!».

Похожие статьи