Григорий Соловьев, генеральный директор Skyeng
Когда мне было пять лет, я решил, что изобрету бессмертие. Это может звучать надменно, но я из тех, кто с детства одержим одной целью. Я до сих пор к ней иду, и, кажется, на верном пути.
От кого-то из взрослых я услышал, что мужчины в среднем живут 60 лет. И что, мол, я прожил одну двенадцатую часть своей жизни. Каждый ребенок однажды осознает свою смертность, проживает это чувство и со временем забывает о нем. Я пришел в ужас. И размышлял очень долго. Той ночью пятилетний мальчик пообещал себе, что сделает все, чтобы люди перестали умирать.
Я долго не хотел мириться с тем, что тело все равно умрет. Сначала я решил, что проблему вечной жизни может решить физика. И я занялся ею со всей страстью. Я грыз учебники, занимался самозабвенно. В средней школе я выиграл всероссийскою олимпиаду, а вместе с ней и возможность поступить без экзаменов в любой вуз страны. Я выбрал самую фундаментальную область науки на факультете общей прикладной физики МФТИ. Но очень скоро понял, что ни квантовая механика, ни бозоны Хигса, ни теории твердого тела не ответят мне на мои вопросы.
Поэтому я переключился на биологию. Как науку, немного более связанную с человеком. Физтех я не бросил, но напросился посещать лекции в МГУ, ездил туда после основной учебы, занимался биоинформатикой, генетикой. Через пару лет я съездил на стажировку в Германию, потом во Францию, поработал с лабораториями из США.
И снова разочаровался. Не в науке, а в ее скорости. Современная наука вроде бы понимает, как можно продлевать жизнь. Но никуда не торопится. Через миллионы исследований и несколько десятков лет, я, возможно, смогу на что-то повлиять. А может быть и нет. В любом случае, я точно не успею выполнить данное когда-то самому себе обещание.
Проанализировав десятки возможных вариантов, я понял, что, занимаясь бизнесом, смогу повлиять на это гораздо точнее.
Так началась история моего бизнеса — онлайн-школы английского языка.
Вы спросите, где английский, а где бессмертие? Но связь есть.
Да, сегодня мой бизнес — это про изучение английского. Но те только. Это история про то, как довести человека из точки А в точку Б максимально быстро и комфортно. Сделав его лучше, разумеется.
Я начал с английского, потому что с него проще всего начать, и востребованность его очевидна, но в целом, используя современные технологии и исследования, можно учить чему угодно.
При этом интерфейсы могут быть очень разные. Я сделал ставку на технологии и вижу, какой прорыв произошел всего за несколько лет.
Мы начинали с обычного электронного учебника, а сегодня он превратился в интерактивную платформу, которая анализирует всю историю обучения и способности студента и на основе Big Data адаптирует курс, подсказывая преподавателю, как работать с тем или иным учеником. Процесс обучения ускорился, но и это еще не предельная скорость.
Совсем скоро мы сможем вообще не учиться так, как мы это делаем сегодня. Создадут технологии чипов, которые могут просто вживляться в мозг, или с помощью все того же CRISPR-Cas модифицируют ваш геном и скорость обучения существенно вырастет.
Технологии будут меняться, но цель оставаться прежней: новые знания, навыки, новые мы. Такие, какими мы хотим быть. По сути, мы разрабатываем технологию модификации личности.
И когда мы научимся делать это, мы станем частью следующего большого витка эволюции человечества — того, который люди совершат сами, не дожидаясь милостей от природы. Мы изменим себя так, как захотим — и продлим свою жизнь на столько, на сколько захотим. Конечно, то продление жизни, которое мы получим, скорее всего будет уже не в нашем биологическом теле. Мы постепенно заменим эту оболочку более надежными и долговечными материалами. Проще говоря, перенесем наше сознание на другой носитель.
Для меня это дело и есть шаг к бессмертию. Ладно уж, я смирился с тем, что сильно продлить жизнь человеческому телу пока нельзя. И на моем веку это точно не получится. Но как здорово было бы, если бы мы нашли способ сохранить сознание на сто, и на тысячу лет. Посмотреть на смерть иначе, сохранять то, что не должно уходить, размываться, теряться. Вообще убрать слово «смерть» из нашего лексикона.
В результате я договорился с пятилетним собой, и немного переформулировал данное себе обещание. Я мечтаю и планирую перевести человека на другой уровень жизни. Она не будет ограничена этими 60 годами активности, которые выделила нам природа.
Кроме того, что мой собственный бизнес должен стать частью этого дивного мира, все деньги, которые я заработаю, я инвестирую именно в такие проекты — те, что будут побеждать смерть, менять наше представление о смерти и жизни.