Поговорили с Дагом Кирпатриком, одним из лидеров бирюзовой компании Morining Star, ставшей известной на весь мир после выхода бестселлера «Открывая организации будущего». Спросили Дага, об идее самоуправления, чем отличаются предприниматели прошлого и настоящего, о его бизнес-опыте и проекте-мечте. И о том, кто на самом деле способен изменить мир. Узнали много любопытного — делимся с вами.
Даг, правда ли, что эра иерархического управления уходит?
Ключевым принципом создания гибких, более чутко реагирующих на изменения agile компаний, управление которых превосходит традиционную иерархическую систему, является добровольное объединение. Работа будущего — та, где каждый имеет право голоса. Если сотрудники добровольно принимают решение в пользу иерархического управления, это не будет противоречить принципам самоуправления. Главное, что структура добровольная, не навязанная силой.
Но это же очень страшно — вести бизнес без начальника. Как же тогда добиться дисциплины и ответственности?
В самоуправляемой организации даже больше начальников, так как каждый становится начальником в отношении тех обязательств, которые принимают на себя коллеги. Когда сотрудники отчитываются друг перед другом за свои действия, возрастает и степень ответственности каждого за результат, которая однозначно выше, чем при традиционной структуре управления.
Открытка по иллюстрированной версии «Открывая организации будущего»
Как реагируют руководители и директора, которым вы рассказываете про идею самоуправления? С какими сложностями сталкиваетесь?
Часто сталкиваюсь со скептицизмом. Менеджеры среднего звена задают вопрос: «Что будет со мной? Что я буду делать?» Руководители опасаются хаоса, больше ли времени потребуется на принятие решений, будут ли сотрудники устанавливать взаимную подотчетность в целях достижения единого результата. Для того чтобы проработать эти вопросы, нужен спокойный диалог и взаимопонимание.
Даг, вы путешествуете и обучаете людей по всему миру. Как адаптируют идею самоуправления в разных странах? Есть ли какие-то свои «фишки»?
Занимательно то, что интерес к самоуправлению проявляется во всем мире. Я действительно имею в виду буквально каждый континент. Я побывал с лекциями и консультациями об организационном самоуправлении на каждом континенте, кроме Антарктиды. Могу сказать, что самые стратегически мыслящие лидеры — в России.
Даг Кирпатрик. Источник
Вы уже не в первый раз в России. Что думаете о предпринимателях, которые приходят к вам на мастер-классы?
Я был впечатлён глубиной знаний, любознательностью и высокой образованностью каждого руководителя из тех, что мне довелось встретить.
Вы в бизнесе давно и можете проводить параллели. Какие кардинальные отличия современных предпринимателей от предпринимателей прошлого?
Основным отличием я бы назвал восприятие риска. Многие современные руководители (мужчины и женщины) видят больше риска, чем на самом деле существует, что как результат делает их более осторожными. Хотя иногда это, наоборот, может оказаться самым рискованным путем развития, как, например, в случае с Kodak.
Характерная черта предпринимателей (как в настоящее время, так и в прошлом) — это смелость показать себя миру и предложить новые продукты или услуги, которые будут нести ценность другим. Это всегда рискованно, но и всегда приносит хорошие плоды. Если преуспеешь — отлично, нет — по крайней мере, получишь бесценный опыт.
А какие видите плюсы и минусы?
Плюсы: вовлеченность, восприимчивость к новым знаниям, сокращение расходов за счет отсутствия бюрократии, ощущение счастья, командная работа, результативность, искренность, чувство уважения к принципам.
Все, что вы хотели знать о бирюзовых организациях, собрали на одной странице→
Минусы: больше времени на принятие решения (однако решения в этом случае могут быть более правильными), сложности в выражении своего мнения для интровертов, устранять спорные вопросы сложнее при самоуправляемой системе организации, чем при традиционном управлении в рамках штатного расписания.
Расскажите, какие люди повлияли на ваше мировоззрение?
Сильнее всего повлияли на меня два человека: Крис Рафер, основатель «бирюзовой» Morning Star, с которым я работал еще до образования компании. Его целью было создание организации, максимально ориентированной на принципы самоуправления.
Другой такой человек — Питер Костенбаум, который со своей семьей еще мальчишкой бежал из нацистской Германии и сделал невероятную научную карьеру в США. Сейчас ему 90 лет. Он написал книгу «Свобода и ответственность на работе», в которой утверждает, что как только руководитель понимает, что сотрудники живые, имеют свободу общения, это может кардинально поменять метод управления и руководства компанией. Например, лидеры несут 100% ответственность за эффективность и результативность организации и делают все возможное, чтобы желаемый результат был следствием того, что сотрудники берут на себя обязательства за результат.
Есть ли у вас проект-мечта, за который вы давно хотели бы взяться?
Мой проект-мечта — это помогать крупным компаниям переходить от командно-административного управления к организационному самоуправлению.
Вы много говорите о культуре, которая лежит в основе самоуправляемой организации. Есть ли у вас примеры компаний (кроме Morning Star), где такая культура — на высшем уровне?
Давайте рассмотрим два примера: стартап и зрелую компанию.
В Калифорнии я работаю со стартапом FreshFill, которая собирается взорвать индустрию магазинов, предлагающих товары повседневного спроса. Вместо испорченных пончиков и плохого кофе они будут предлагать натуральные соки, свежие фрукты и овощные снэки, лучшие сорта кофе и крафтовое пиво. Это достаточно революционная стратегия, компания будет полностью самоуправляемая. Так как каждый будет менеджером, они смогут позволить себе более высокие зарплаты. У новых сотрудников будет большая мотивация для достижения результата.
Открытка по иллюстрированной версии «Открывая организации будущего».
В качестве зрелой компании можно рассмотреть Cleveland Clinic. Используя концепцию лидера как служителя (которая не всегда, кстати, является самоуправлением, однако принимает во внимание мнение каждого сотрудника), они увеличили свои показатели от самых скромных до весьма впечатляющих.
А теперь — блиц-опрос. Какова главная истина, которую вы узнали из своего бизнес-опыта?
Work is love made visible. «Работа — это любовь, которую можно увидеть!» Это цитата Джебран Халиль, которой Крис Рафер поделился со своими молодыми менеджерами (включая меня) в 1980 году.
Если бы вы могли вернуться в прошлое, какой совет дали бы себе в юности?
Я бы задал себе главный вопрос, однажды озвученный моим другом Трейси Фентоном: «Что бы ты сделал, если бы не боялся?»
Из иллюстрированной версии «Открывая организации будущего».
Лучшая книга для предпринимателя.
«Свобода и ответственность на работе» Питера Костенбаума и Питера Блока.
На что вы могли бы потратить последние деньги?
На путешествие в Антарктиду.
Продолжите фразу «Мир меняют …».
Мир меняют люди, которые ищут свое истинное предназначение в жизни. В этом-то все и дело.