в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Добавьте товаров ещё на  . Доставляем заказы только от  .
Заказы от   доставляем бесплатно.
Неочевидно
История необычного бизнеса в Коломне
25 августа 2017 2 863 просмотра
Неочевидно
История необычного бизнеса в Коломне
25 августа 2017 2 863 просмотра

Сергей Капличный
Сергей Капличный

Наталья Никитина основала автономную некоммерческую организацию «Коломенский посад», которая представляет собой городскую сеть интерактивных музеев с собственным производством и сбытом. Самые известные проекты — музей забытого вкуса «Коломенская пастила» и музей «Калачная».

Место действия: Московская область, Коломна. Старинный город, который производит тепловозы и ракетные комплексы «Искандер», но до недавнего времени не умел зарабатывать на туризме.

Стартовые условия: средства от заложенной квартиры, личные сбережения компаньона, грант — в общей сложности 3 миллиона рублей.

История

В Коломне, исстари славившейся царскими и архиерейскими ябло­невыми садами, придумали свою особенную пастилу. Говорили тогда «пастила коломенская, белопенная рыхлая, в три пальца толщиной, достойная всяческого удивления». А иноземные путешественники сла­гали легенды, будто в Коломне только монахи на посаде ведают секрет коломенской пастилы и только им открыто, как яблоко превратить в облако.

Первое коломенское пастильное заведение купца Шершавина было открыто в 1735 году. Он­ то и прославил коломенскую пастилу на всю Россию. Поклонницей воздушных вкусов коломенской пастилы была даже Екатерина Великая. А в 1852 году на коломенском посаде появилось «Конфектно­пастильное заведение коломенского купца Петра Карповича Чуприкова» с собственным садом и плодохранили­щем. Коробочки с чуприковской пастилой — клубничной, малиновой, ореховой — расходились по всей России.

Именно эти традиции Наталья Никитина и решила восстановить в Коломне.

Продавцы и актеры

На территории музея царит реальный XIX век. Нет, никто не зазывает тебя сплясать с медведем и не учит правильно произносить «ой ты гой еси!». XIX век вообще не обращает здесь на тебя никакого внимания, и именно поэтому как­-то сразу хочется в нем пожить. Мимо ходят барышни в купеческих городских платьях, у них прически того времени и даже осанка какая­-то не нынешняя. Звенит звонок, очеред­ную группу приглашают на экскурсию. Туристы заходят в старинную комнату, рассаживаются вокруг стола, у каждого дегустационный набор пастилы, чашка чая и любопытство в глазах. И снова — никакой клюквы, один сплошной реализм. Купчиха разговаривает со своей дочерью о каких­-то повседневных делах, и вдруг до тебя доходит, что экскурсия уже началась. А еще через пару минут становится ясно, что ты в ней не зритель, а участник. Театрализованное действие вдруг становится всеобщей игрой в фанты, а игра в фанты естественным образом превращается в чаепитие с дегустацией. Все это время позапрошловековые барышни болтают без умолку о каких­-то своих позапрошловековых делах, но из этой болтовни ты узнаешь все, что только можно узнать о том времени, о местных людях и нравах, о вот этой мебели, посу­де, фотографиях.

— Мы сразу поняли, что люди любят слушать истории, — комментирует увиденное Наталья Никитина. — Поэтому очень скоро после открытия у нас появилась особая должность — режиссер музейных программ. Наши сотрудницы стали обучаться актерскому мастерству и теперь играют просто удивительно. В ассортименте уже 40 сортов пастилы, и у каждого — своя история. Идея родилась просто потому, что нам самим очень хотелось делиться с людьми своими знаниями.

Международная экспансия

К 2011 году Коломна по посещаемости стала догонять Суздаль. В историческом центре через каждые 50 метров появились музеи, гостиницы, рестораны, а фраза «Ой, я хочу тут жить!» слышна теперь на улицах чаще, чем «Алло».

С «Коломенским посадом» работали уже 100 туристических агентств. Претворение руин в культовые и доходные туристические объекты превратилось в бесперебойную технологию. Коломна медленно и спо­тыкаясь, но все-таки уверенно шла к тому, чтобы догнать Айронбридж. И не только догнать, но и перегнать. По крайней мере у английского музейного треста пока нет представительства в Коломне, а у коломен­ского в Лондоне — уже есть.

— В 2013 году мы открыли свой английский проект. — говорит Никитина. — Началось все с поставок в российское посольство. Потом мы познакомились с миллио­нером Эндрю Джеймсоном из Норфолка — у него свой сад, свое поместье, а занимается он венчурным бизнесом. В общем, мы решили локализовать свое производство в Англии.

Но прежде чем строить в Норфолке фабрику по переработке венчур­ных яблок, коломенские выскочки решили все­-таки попробовать немного по продавать там пастилу, чтобы изучить рынок. С подачи местных влиятельных друзей они сумели зайти не куда-­нибудь, а в легендарный супермаркет The East India Company, который еще в XVII веке учредила королева Елизавета для того, чтобы собрать в столице империи лучшие продукты со всего мира. Под пастилу им дали целую витрину бесплатно: торгуйте пока, а там видно будет.

По материалам книги «Дельфины капитализма».

Рубрика
Неочевидно

Похожие статьи