Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Формула менеджмента
Почему первопроходцы не всегда выигрывают и что такое окно возможностей
10 марта

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Конкурентное преимущество, достигаемое первоначальным крупным игроком (первопроходцем) в сегменте рынка, известно как преимущество первопроходца (FMA — first mover advantage). Компания, обладающая им, может добиться сильной узнаваемости бренда, лояльности клиентов и раннего доступа к венчурным деньгам — до того, как другие конкуренты войдут в сегмент. Но всегда ли выгодно быть первым? Нашли ответ в книге «Управление продуктом: российская практика» Юлии Билинкис — руководителя программ для продакт-менеджеров и CPO в Высшей школе бизнеса ВШЭ.

Заказать



Управление продуктом: российская практика

Недостаток первопроходца

За первопроходцами в отрасли почти всегда следуют конкуренты, стремящиеся извлечь выгоду из их успеха. Эти последователи также пытаются усилить свои позиции, однако у большинства первопроходцев уже будет значительная доля рынка и лояльная клиентская база, что позволит им сохранить свой статус.

Проще говоря, преимущество первопроходца — способность компании превзойти конкурентов, будучи первой на рынке в новой области. Недостаток первопроходца относится к ловушкам компании, которая первой выходит на рынок. Последователи могут учиться на ошибках предшественника, перепроектировать новые продукты и извлекать выгоду из рынка покупателей, которых он исследовал и обучил.

Йозеф Шумпетер, автор теорий экономического развития и инновационных предприятий, утверждал, что компании создают сверхприбыль за счет инноваций и продолжают получать ее, защищая свои разработки от копирования. На абсолютно конкурентном рынке соперничество сводит экономическую прибыль к нулю. Чтобы компания имела избыточную или предпринимательскую прибыль, она должна делать что-то иначе, чем прочие.

Сверхприбыль сохраняется только до тех пор, пока инновации не скопированы конкурентами.

Сумму сверхприбыли от инноваций в условиях абсолютной конкуренции называют избыточной стоимостью. Компании могут увеличивать промежуток между внедрением инновации и имитацией и тем самым повышать избыточную стоимость, создавая барьеры для входа.

Этот промежуток называется окном периода возможностей.

Защита преимущества

Основная идея в том, чтобы не только первыми выйти на рынок, но и защитить это преимущество. Быстрое движение в качестве основного продукта/решения на новом рынке (или в нише) звучит как конкурентное преимущество, но реальность часто совсем другая.

Если вы изучите любую новую отрасль или рынок, то обнаружите, что большинство пионеров не создали по-настоящему выдающиеся продукты/услуги/компании, это сделали действующие игроки.

Например, Apple относительно поздно вышла на рынок смартфонов. Blackberry, Nokia и Windows имели как минимум пять лет преимущества перед выпуском первого iPhone в 2007 году. Кстати, к 2009 году продажи iPhone превзошли Blackberry.

Компания White Castle, основанная в 1921 году, была пионером в индустрии гамбургеров и быстрого питания. У компании было более чем десятилетнее преимущество перед большинством сетевых гамбургерных, но это не позволило ей добиться успеха, и она оставила McDonald’s шанс революционизировать индустрию.

Многие компании не смогли воспользоваться своим преимуществом быть первыми на рынке. Почему? Некоторые утверждают, что неправильное время (незрелые паттерны потребления) становится основной причиной того, что столь многим пионерам не удалось доминировать на рынке. Например, создать интернет-продукт в середине 2000-х — начале 2010-х было проще в силу конкретных обстоятельств. В 2000-е у многих людей были широкополосный доступ в интернет и компьютеры, а отсутствие конкуренции за внимание сделало запуск чего-то востребованного весьма успешным.

Те, кто оказался в нужном месте в нужное время, пожинают сейчас плоды.

Однако теперь многие инвесторы склоняются к тому, что главное — великолепное исполнение (продукт + маркетинг), что гораздо важнее, чем быть первым на рынке.

Во многих отношениях выгоднее выйти на рынок второй, третьей или даже четвертой компанией. Почему? Дорога на новые рынки (инновационные продукты/услуги) вымощена ошибками, которых ваша компания может избежать, если обратит на них внимание.

Заказать:

МИФ Читай-город

Похожие статьи