В книге «Слова делают нас ближе» сертифицированный тренер метода Евгения Неговорова дает алгоритмы и техники, которые помогают укрепить важные отношения, в том числе деловые, почувствовать себя услышанным и отстоять свои границы — без скандалов и конфликтов. Предлагаем разбор одной из ситуаций, предложенной автором.
Ситуация
Вы придумали классную идею, которая существенно улучшит работу компании, но столкнулись с сопротивлением и нежеланием что-либо делать у тех, кто будет ее выполнять.
Например, речь идет о сборе статистики или аналитике. Да, есть привычные решения, которые работают. До поры до времени. Но объем задач растет. Очевидно, что в перспективе эти решения тупиковые. Их пора менять. Но энтузиазма не видно. Как быть?
Конечно, если вы уже опытный руководитель и много раз сталкивались с подобным поведением сотрудников или коллег, то у вас есть несколько шаблонов для реализации новых стратегий. Возможно, вы где-то их подсмотрели или прочитали в книге. Может быть, нашли случайно в процессе работы или целенаправленно, используя такие методики, как ТРИЗ или CRAFT.
Евгения Неговорова показывает, как найти достойное решение, не обладая большой насмотренностью или опытом, а лишь используя навык слушать себя и людей.
Решение
Начнем с наблюдения, констатации фактов. Вы предложили заменить форму статистики на новую и переделать отчетность за два предыдущих месяца, чтобы собрать базу. В ответ услышали «Да-да, чуть позже, сейчас нет времени» от одного коллеги и «Тебе надо — ты и переделывай» от другого. И вам это совсем не понравилось.
Какие мысли вас захлестнули? Конечно, критические: «Они даже не поинтересовались, зачем это надо! Там работы на часик, справится даже ребенок, зато потом всем будет легче! А они — консерваторы, „не читал, но осуждаю“… Не удивительно, что наша компания не может похвастаться заметным ростом и развитием. Давно пора уйти отсюда и найти место, где ценят здравые предложения!»
Поэтому движемся дальше по алгоритму.
Шаг 1: чувства и потребности. Что может чувствовать человек, который думает то, что перечислено выше? Вы смотрите на себя как бы со стороны и пытаетесь угадать. Одиночество? Разочарование? Пожалуй, да. Это самые яркие.
А почему эти чувства вышли на первый план? О какой потребности они хотят сообщить? Вы прислушиваетесь и пытаетесь угадать. Взаимодействие, поддержка, развитие. Именно эти откликаются больше других.
Шаг 2: просьба. Что могло бы помочь удовлетворить ваши потребности в этой ситуации? Обратитесь к себе. Можете ли вы уделить немного внимания тому, что происходит с коллегами, и дать шанс вашему сотрудничеству и взаимодействию на развитие? Пожалуй, это хорошая идея.
Шаг 3: эмпатия к чувствам других. Посмотрите на коллег так, словно видите их впервые. Двое уставших, измученных жизнью людей. Многое из того, что они делают, кажется им бессмысленным. Они так и говорят об этом за кофе в перерывах.
Что могла почувствовать первая коллега, когда услышала вашу идею? Она сказала: «Да-да, чуть позже, сейчас нет времени». Возможно, ей было тревожно и она думала о множестве задач, которые надо выполнить? Но ей была важна связь между нами, поэтому она сказала «да», а не категорическое «нет». Возможно, ей также важны легкость, предсказуемость, стабильность? Чтобы задачи не сыпались на нее внезапно, а для каждой было достаточно пространства?
Вторая коллега ответила: «Тебе надо — ты и переделывай». Может быть, ей было одиноко и больно? Хотелось быть услышанной в своей ситуации и состоянии? Сколько разнообразных потребностей! Как же быть?
Так же и тут. Под запросы приходят идеи и возможности. Что именно можно сделать? Выделить конкретный день и время для реализации «стратегических задач» и обсудить предложения и действия для улучшения работы в целом. Поговорить с коллегами и узнать, что в их работе кажется им наиболее бессмысленным. Далее — объяснить, зачем это все же нужно делать. Либо отказаться от пустых действий.
Эти решения — естественный ответ на найденные запросы: быть услышанными, смысл, предсказуемость, развитие. Это сумма ваших потребностей и потребностей ваших коллег. И это срабатывает. Составьте список необходимых улучшений — запишите свои идеи. Назначьте время для планерок, где можно обсудить текущие вопросы. А час-два в неделю выделите на задачи по развитию.