Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Саморазвитие
«Быть» или «делать». Как культурные ценности влияют на работу
23 июня 2023 1 205 просмотров

Анна Жамьянова
Анна Жамьянова

В современных компаниях не обойтись без развитого культурного интеллекта (CQ) — способности успешно общаться и работать в мультинациональной среде. Он помогает сотрудничать с людьми по всему миру, вести бизнес и управлять командой с коллегами из разных стран. В книге «Культурный интеллект» профессор и исследователь Дэвид Ливермор рассказывает, в чем его особенность и как его развить.

Одна из черт лидеров с высоким CQ — понимание различий в культурных ценностях. В этой статье рассмотрим одну из ключевых — то, как люди относятся ко времени.

Как думают мексиканский рыбак и бизнесмен из Нью-Йорка

Все культуры ценят время. Но то, как мы его используем, во многом определяется нашим культурным происхождением. Можно выделить два отношения к жизни: «быть» и «делать». Человек с ориентацией «быть» работает (возможно, даже очень прилежно), чтобы жить, а вот человек с ориентацией «делать» живет, чтобы работать. Рассмотрим на примере двух людей: мексиканского рыбака и бизнесмена из Нью-Йорка.


Культурный интеллект

Рыбак живет в маленькой деревушке на побережье Мексики. Утром он пару часов рыбачит в море, днем проводит время с детьми, а потом у него сиеста. Вечером рыбак идет в деревню, пьет пиво и играет на гитаре со своими амиго. С его точки зрения, такая жизнь прекрасна.

Все это видит американский бизнесмен, который приехал в Мексику отдохнуть. Он узнает, что воды около этой деревушки полны рыбы, и в его голове созревает план. Бизнесмен предлагает рыбаку дольше работать и вылавливать больше рыбы, продавать ее и копить деньги с выручки. Так через 15-20 лет мексиканец сможет открыть свой рыбный бизнес и разбогатеть. А когда рыбак станет богат, то уйдет на покой: снова будет играть с детьми (уже внуками), отдыхать в сиесту и пить пиво под гитару с друзьями.

Что ответит рыбак на такое предложение от бизнесмена? Он уйдет, искренне не понимая, зачем ему прилагать столько усилий, чтобы вернуть себе ту жизнь, которой он и без того живет прямо сейчас.

Разница мышлений: «быть» или «делать»

Рыбак исходит из отношения к жизни «быть», а бизнесмен — из отношения «делать». Они оба ценят время, но по-разному.

Мексиканский рыбак работает, чтобы наслаждаться жизнью с друзьями и семьей. Возможно, ремесло играет лишь ограниченную роль в его самоидентификации. При знакомстве он, скорее всего, не станет рассказывать, что он рыбак; вместо этого он поговорит о своих родителях, жене, детях и друзьях.

Людям с ориентацией «быть» даже не приходит в голову, что они должны стремиться работать со страстью и придавать работе огромное значение.

Напротив, бизнесмен из Нью-Йорка — это воплощение ориентации «делать». Он всегда думает о том, как превратить что угодно в более эффективную возможность заработать деньги. Скорее всего, при первом знакомстве он сразу же спросит: «Чем вы занимаетесь?» — и ответ сыграет большую роль в определении его отношения к собеседнику. Дело не в том, что бизнесмену наплевать на родных и друзей. Просто его мышление ориентировано на работу и достижение результатов.

Люди, ориентированные на «делать», живут с акцентом на постоянной занятости и достижении целей.

В таблице видно, какие культуры ориентированы на «быть», а какие — на «делать».


* Означает значительную неоднородность внутри кластера. Описание 10 крупнейших культурных кластеров в мире вы найдете в книге «Культурный интеллект»

Если вы — лидер, ориентированный на «делать», то у вас наверняка бывало искушение считать всех, кто ориентирован на «быть», лентяями. Напротив, если вы руководитель, ориентированный на «быть», то вполне можете считать, что все люди, ориентированные на «делать», просто не умеют расслабляться. Но и то и другое вовсе не обязательно верно. Понять это помогает высокий культурный интеллект.

Например, скандинавские культуры более склонны к ориентации «быть». Шведский лидер с низким культурным интеллектом может посмотреть на сотрудника, работающего по шестьдесят часов в неделю, и подумать: «Жаль, что он настолько некомпетентен, что не может выполнить свою работу за тридцать пять часов в неделю». Но вот при высоком CQ шведский лидер поймет, что это просто другой подход к работе и к поиску того, что важно в жизни.

Американский лидер (скорее всего, ориентированный на «делать») с низким CQ может счесть, что человек, который уходит с работы пораньше, чтобы забрать детей из школы, не слишком любит свою работу. Но вот при более высоком CQ этот лидер поймет, что трудолюбивые подчиненные, которые иначе распоряжаются своим временем, все равно могут быть эффективными.

Как применить в работе

Безусловно, многие люди действительно ленивы, а многие другие — трудоголики. Но речь сейчас не об этом. Прежде чем делать скоропалительные выводы, задумайтесь о том, как на работу и жизнь человека влияет ориентация на «быть» или «делать». Вот примеры нескольких идей.

Как работать с людьми, ориентированными на «быть»:

1. Создавайте возможности для личного роста.

2. В первую очередь делайте акцент на том, кто человек «есть».

3. Управляйте отношениями.

Как работать с людьми, ориентированными на «делать»:

1. Создавайте возможности для обучения и подготовки.

2. В первую очередь делайте акцент на достижениях.

3. Управляйте процессом.

Предлагая кому-либо новую идею, старайтесь понимать, на что ориентирован этот человек — на «быть» или на «делать». Это добавит вашему предложению убедительности именно в его глазах.

По материалам книги «Культурный интеллект»

Обложка статьи: Freepik

Похожие статьи