Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Бизнес-кейсы
Из экономистов — в иллюстраторы. Интервью с Элиной Эллис. Часть 2
6 января 2021

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Продолжение потрясающей беседы международного автора и иллюстратора детских книг Элины Эллис и Елены Резановой — специалиста по поискам себя и самореализации взрослых профессионалов и автора бестселлера «Никогда-нибудь» и книги «Это норм!». В этой части Элина и Елена говорят о первой книге, «тараканах» и броневике.

Посмотреть видеоверсию интервью можно тут. А почитать прямо здесь↓

Елена Резанова: Элина, а как вы ощущали себя, когда общались с этим человеком, которому нужен был иллюстратор. У вас же не было опыта, как вы решились за это взяться, что вы при этом ощущали? Расскажите!

Элина Эллис: Ни опыта, ни образования и куча «тараканов», что это профессия для избранных и для талантливых и что куда я вообще лезу. Кто я такая, чтобы разрисовывать детские книжки?

ЕР: Как вы себе разрешили?

ЭЭ: Может быть, я рано помудрела, а может, всегда такой была, потому что всегда бралась за всё. «Кто на завод?» — «Я!» — вот я из этих! И кроме этого, я действительно всю жизнь рисовала и увидела в этом какой-то знак судьбы, потому что это бывает так редко. Потому что даже люди с образованием гоняются за первым заказом годами. А тут мне пришел заказ, причем автор сразу готова была подписать контракт, это были реальные деньги. Я увидела в этом редкое везение, и если я сейчас пропущу, испугаюсь, пройду мимо, то второго шанса мне никто не даст. И я ухватилась, хотя в процессе много раз пожалела, потому что это было гораздо выше моих способностей…


Элина

Первая книга меня чуть не убила.

Я часто рассказывают эту историю. Представляете, я начинаю рисовать, у меня ничего не получается, потому что я даже азы не знаю: рисовать не умею, материалами пользоваться тоже. Вот я рисую, вижу — фигня. Она мне говорит: «Фигня», — а я и сама это вижу. Перерисовываю снова, перерисовываю еще, перерисовываю снова. А на тот момент я была в свежем разводе, с маленьким ребенком и работала на полную ставку экономистом. То есть когда я рисую? По ночам, по вечерам, по утрам, по выходным. У меня были дни, когда я спала два-три часа, а остальное время фигачила. Я перечитала все книги, которые нашла. Пересмотрела все блоги, потому что информации на эту тему действительно очень-очень мало. А учиться на тот момент у меня не было возможности — идти куда-то в вуз. Я перепробовала всё, что только можно. Научилась сама работать в фотошопе, рисовать в фотошопе, чтобы правки было удобно делать.

Я уже не помню, какой гонорар мне заплатили за эту книгу. Но, наверное, если посчитать количество часов, которые я убила на эту книгу, то это будет, не знаю, копейка за 10 часов работы. Но я это, конечно, делала для себя. Мне просто была безумно интересна тема, и я хотела в ней разобраться. Ну а чтобы разобраться в чем бы то ни было, по-любому придется прикладывать усилия.

Много раз мне казалось: нет, не осилю. Ну не хватает у меня ума, не хватает таланта, я не понимаю как… Вот я ей напишу, скажу: «Извините». Я ей изначально сказала, что не профессионал ни разу, я не знаю, что делаю. Она сказала: «Мы вместе будем пробовать, пока не получится». Тоже человек в меня поверил, огромное ей за это спасибо! Мы долбались над первой книгой год, а параллельно я изучала вопросы иллюстраций. И за год сделала очень много: я открыла свой сайт на английском, свой блог на английском, завела портфолио и изучила всё, что могла изучить самостоятельно, в фотошопе разобралась… Сделала всё.

Через год меня заметило арт-агентство и предложило мне представлять международное, очень крупное арт-агентство. И у меня уже пошли международные заказы. Сначала я ушла на полставки, а через два года уже ушла совсем. Это был еще один бешеный рывок, потому что я решила, что хочу всё-таки получить степень магистра искусств по предмету «Детская иллюстрация» в Кембридже! Именно поэтому я взяла своего ребенка и переехала в Кембридж учиться на профессионального иллюстратора. Мне было за тридцать, не помню… тридцать четыре, три?.. Ну что-то такое. И у меня было денег на два месяца жизни. Мне снились кошмары, что если я не смогу зарабатывать и платить за учебу, за жилье и за всё остальное, то мы с моим сыном окажемся на улице. Я уже думала, что так будет.

План «А»: если мы оказываемся на улице, что я делаю? Иду в службу соцзащиты, приковываю себя наручниками к столу и говорю, что я не уйду, пока вы мне не дадите жилье. Разные были версии событий, но опять же это был ещё один прыжок в полную неизвестность. Ведь там, где я жила (в Кормуле, это самый юго-запад Англии), у меня была квартирка, у меня были друзья, у меня была очень безопасная комфортная жизнь. Можно было уходить с работы и что-то там пытаться. Но я решила всё это бросить и поехала в Кембридж, где не знала ни одного человека, где жилье в два раза дороже, и ещё и учебу на себя повесила. Но в итоге всё получилось, в итоге и этот gamble, gamble… риск, рулетка? Я не знаю… В общем, я рискнула по-крупному, и всё очень сильно оправдалось.

ЕР: И это как раз подводит нас к вопросу про гарантии. Про то, что можно себе сказать на старте перед этим прыжком. Вот ощущение гарантий — оно было?

ЭЭ: Единственное ощущение гарантии у меня было по отношению к себе: что я себя не подведу. Что случится, я понятия не имела, но у меня была такая установка: я выгребу в любом случае, что бы ни случилось. Потому что отступать некуда — за нами Москва, всё, нет спасательного круга, нет подушки безопасности. Я с маленьким ребенком шести лет. Многие говорят: «А как, если ребенок?» Должна сказать, что в моем случае ребенок был главным стимулом. Сама бы я, может быть, уже десять раз расклеилась, но мне надо было кормить ребенка, надо было быть уверенной, что он живет в хороших условиях, поэтому тут уже хоть наизнанку вывернешься, но сделаешь всё, чтобы получилось.

Да, этот путь нелегкий, — это сто процентов. Но какой путь легкий? Сидеть в офисе весь день, заниматься нелюбимым делом — это разве легко? А шахтером работать — это разве легко? А в больнице нянечкой или медсестрой? Это же каторжный труд. А у меня просто свой труд. Да, он тоже тяжелый. Но всяком случае это интересно. Это то, что я хочу, что люблю, но там всё равно, конечно, очень сложно. Так что когда мне начинают рассказывать, как мне повезло, я думаю, надо будет как-нибудь книгу написать о том, как мне повезло.

ЕР: Я думаю, что ваша история, Элина, как раз такой классный пример того, что на самом деле может скрываться, например, за строчкой «Элина получила интереснейшее предложение из области, о которой долго мечтала, и через два года она смогла уйти с основной работы и полностью посвятить себя любимому делу, и с тех пор она была счастлива»… Вот сказка, которая началась, которая продолжается и которая кажется такой чудесной и прекрасной. И вы сейчас рассказываете о том, что же стоит за этими строчками.


Елена

Слушайте, сейчас хочу вот о чем спросить. Этот сложный период вас как-то изменил? Он добавил что-то в того человека, на которого вы и так делали ставку, сказали: «Выгребу!» А какой вы вышли из этого опыта?

ЭЭ: Уставшей! [Смеется.] Я была уставшей. Мне совсем недавно исполнилось сорок лет, и должна сказать, что к этому возрасту всё-таки я уже вышла на определенный уровень — и смогла вот только сейчас. До этого я просто гребла и особо не думала — просто занималась любимым делом, бралась за то, что мне интересно, фигачила гораздо больше часов, чем среднестатистический офисный работник, но не задумывалась и выводы не делала. А сейчас, к сорокалетию, как бы решила оглянуться и подумать. И пришла к выводу, что меняться я начала только сейчас. Глядя на весь пройденный путь и опыт, я считаю, что прожила несколько жизней, и они все были очень-очень разные. И они все были безумно важные, то есть каждая из этих жизней и складывала меня как личность. И я благодарна за весь опыт — и негативного опыта было очень много, не меньше, чем позитивного. Но я благодарна себе, что даже негативный опыт был для меня созидательным: он меня не разрушил — наоборот, я стала сильнее, мудрее, увереннее в себе. Потому что когда проходишь через испытания и выходишь, если не с гордо поднятой головой, то хотя бы не ниже плинтуса, когда ты чувствуешь, что ты нормально выстоял, ты начинаешь уважать себя. Все мои жизни сложились в то, кем я являюсь сейчас. И мне очень нравится, что из меня получилось.

Куда дальше, я не знаю, но хотелось бы… В вашем посте — по-моему, даже в самом последнем — прочитала: хочется слезть с броневика. Мне кажется, я так давно сижу уже на этом броневике и толкаю его все свои сорок лет, что, может быть, уже стоит оглянуться: а где вообще этот броневик и нужно ли мне на нём продолжать куда-то ехать? Или то поле, где он стоит, уже весьма симпатично и можно сойти с него, цветочки понюхать что ли?

ЕР: Да, я вам желаю получить максимум удовольствия от этого периода, потому что он во многом непростой: за остановкой тишина рождает новые вопросы. А вопросы часто приходят не когда мы изо всех сил толкаем, а когда мы, наоборот, выдыхаем и даем себе время слезть с броневика. Ты начинаешь спрашивать себя о том, о чем, быть может, и не спросил бы, будучи суперзанятым или работающим без передышек. Так что время непростое, но очень интересное.

ЭЭ: Я спрашиваю, спрашиваю, и, к моему глубокому удовольствию и радости, и вопросы, и ответы меня радуют. Я довольна!

ЕР: Это очень важно и очень круто!

Как вы помните, наш замысел — пошатнуть самые-самые устойчивые и вредные для нас с вами стереотипы относительно счастья на работе, поисков себя и своего пути. И первый стереотип, о котором мы говорили, — это то, что выбор должен быть единственным с самого начала. Второй стереотип — о том, что на хорошем пути не бывает кризисов и спадов. Третий — про то, что удовольствие на работе, это удовольствие. Мы с вами сегодня услышали историю про то, что удовольствие — это, может быть, самый малый компонент того, что происходит, когда ты по-настоящему вкладываешься в то, что ты делаешь. И ещё мы говорили о том, что мы далеко не всегда точно знаем, где и когда нас поймает классная возможность, где она встретится с нами. И наша задача — покупать «лотерейные билеты» и не думать о том, что если мы что-то не запланировали, то это с нами никогда и не произойдет. Быть готовым покупать «лотерейные билеты» или, как я люблю говорить, заходить в воду, если хочется поймать волну.

Мы сегодня говорили о том, что прыжок — это прыжок с обрыва с нулём парашютов и с попыткой в полете всё перестроить, понять, приземлиться, не убиться и не убить того, кто рядом с тобой. Вы что-то хотите добавить, Элина?

ЭЭ: Да, я хотела добавить насчет того, что нужно сразу определиться с карьерой и работать по специальности. Я часто преподаю взрослым девочкам, которые во взрослом возрасте хотят или стать иллюстраторами, или просто рисовать для себя. И большинство из них говорят, что они получили ту специальность или работали там-то, потому что родители заставили, потому что не верили в себя, потому что ещё что-то. Так что даже ваша специальность совершенно ни о чем не говорит. Вы можете поменять специальность много раз, вы можете поменять карьеру много раз. Несмотря на то что я сейчас иллюстратор, не исключено, что через пять лет буду фотографом, дизайнером… Чем захочется, тем и буду заниматься. Особенно сейчас, когда и высшее образование уже становится пережитком прошлого: когда такое количество курсов на любую тему — уже как бы и в университет ходить необязательно. Слушайте исключительно свое сердце и делайте то, что вам хочется. Есть образование, нет образования, есть опыт или нет… Если вы никогда не начнете делать то, что хочется, у вас никогда не появится никакого опыта. Сколько бы вам ни было лет, никогда не поздно. Когда сыграл в ящик, тогда уже поздно. Пока не сыграли — дерзайте! Даже если у вас образование по совсем другой специальности.

ЕР: Да-да-да, как только мы начинаем впадать в представление, что есть какие-то такие проверенные пути, сразу же загоняем себя в катастрофическую ловушку вот этой правильности — а она такая неуютная, такая жесткая. И классные интересные люди годами не могут позволить себе просто попробовать, потому что им кажется, что «попробовать» должно быть частью какого-то большого прописанного плана. Вот ты попробовала, а что дальше? А где гарантии, что получится? А где гарантии, что на этом заработаешь? А где гарантии, что ты вообще будешь кому-то нужен? И человек под тяжестью этих всех адских вопросов не может подняться и пойти. Так что спасибо, что вы поделились сегодня этим! Это не история про то, что всё легко, — это история про то, что всё интересно!

ЭЭ: Я руководствуюсь только одним принципом в решении, что я делаю. И этот принцип — хочу или не хочу. И всё! То есть я никогда не знаю, ни что получится, ни смогу ли я на этом заработать, ни будет ли это кому-то надо — эти все вопросы невозможно предугадать. Всё, на чем базируется моя деятельность каждый день и мои планы на будущее, — хочу или не хочу. Пока хочу рисовать, рисую. Не захочу рисовать — значит, буду делать то, что захочу. Я не знаю, путешествовать или ещё что-то. И когда многие говорят: «А как же деньги?» Сколько раз я приходила к выводу, что если заниматься любимым делом, то деньги становятся побочным продуктом. Если делать свое дело, делать его классно, то деньги каким-то образом появятся. Деньги всегда приходят… Каждый раз, когда мне казалось: «А как же деньги? На что я буду жить?» — всегда каким-то образом всё складывалось. Так что главное всё-таки ориентироваться на то, чего вы хотите.

ЕР: Замечательный совет! Я, пожалуй, не буду больше ничего добавлять, чтобы мы как раз расстались именно на этой ноте. Элина, огромное-огромное спасибо!

ЭЭ: И вам спасибо за приглашение!

ЕР: Пусть всё складывается так, как вы хотите!

ЭЭ: Спасибо большое, спасибо! До свидания!

Похожие статьи