Куда движется поток новостей? Рольф Добелли, автор нашей новинки «Без новостей» описывает четыре тренда. В этой книге Рольф предостерегает читателя от чрезмерного увлечения новостями и рассказывает, что мы теряем, тратя на них свое время. Итак, как же, по мнению автора, будет меняться формат новостей в ближайшем будущем?
Тренд № 1: поток новостей будет нарастать по экспоненте
Без новостей
Чем больше людей живет на нашей планете, тем больше разных событий — рекордов, изобретений, жестокости, всего чудесного и немыслимого. Количество всевозможных коопераций между людьми нарастает с приростом общего количества людей не линейно, а прогрессивно.
Добавим, что расходы на производство и публикацию новостей стремятся к нулю. Соответственно, и новостной поток будет расти не линейно, а по экспоненте. Ценность и значимость сообщений для жизни человека остается близкой к нулю, в то время как «белый шум» распространяется взрывной волной.
Тренд № 2: новости будут окружать нас всегда и везде
Раньше мы читали, смотрели и слушали новости в определенное время и в определенных местах. Существовали временны́е окошечки с новостями и без них. Были места с новостями и без новостей. Сегодня новости обрушиваются на нас в любое время суток и во всех сферах общественной и личной жизни. Их станет еще больше. Зачем нужны новостные экраны в автобусах и трамваях? Зачем они на автомобильных заправках? Для чего появились гигантские новостные экраны на вокзалах?
Это значит: интересы производителей и потребителей новостей не совпадают, они разнонаправлены. Новости сопровождают нас во время работы; в мобильных телефонах и других гаджетах следуют за нами в туалет и спальню. Появились специальные зеркала для ванной, которые показывают новости уже при утренней чистке зубов.
Заглянуть на страничку акции
Может, скоро появятся бесплатные дизайнерские солнечные очки, которые будут регулярно демонстрировать смесь новостей и рекламы — прямо перед глазами, еще и с хорошей скидкой. Новости вездесущи. Кто хочет от них отвязаться, должен действовать очень решительно.
Тренд № 3: алгоритмы программ понимают нас всё точнее
Повсюду, куда вы заходите по своим цифровым делам (Google, Facebook, Amazon, Apple, ваш местный провайдер или новостной сайт), остаются ваши следы, и везде работают специальные программы, нацеленные на создание всё более точного портрета вашей личности.
Это касается ваших предпочтений, политических убеждений, потребительского поведения, карьеры и особенностей досуга, определенных черт в ваших отношениях и в распорядке дня, ваших желаний, забот, нужд и потребностей.
Эти алгоритмы уже сейчас знают, как взбудоражить ваши эмоции. Они разбираются в «кнопках на пульте ваших эмоций» лучше, чем ваши партнеры по жизни. Значит, эти программы будут всё с бόльшим успехом кодировать вас именно теми сообщениями, картинками и видео, к которым вы наиболее чувствительны.
Но, к сожалению, эти алгоритмы — вовсе не бессребреники. За всеми подобными компьютерными программами кроются очевидные интересы владельцев компаний (и акционеров), которые хотят получить деньги. Ваши деньги. По сути, речь об одном: им надо вам что-то продать — рекламу, продукт, политические установки, определенное мировоззрение.
Так было, конечно, и во времена печатных газет. Их тоже по большей части финансировала реклама. Они тоже использовали новости для привлечения читательского внимания к рекламе.
И поэтому влияние их объявлений на публику было довольно скромным. Современные цифровые алгоритмы настраивают новостную кодировку несравнимо точнее. В результате становится всё труднее избегать новостных потоков.
Представьте, что сигареты, алкоголь, наркотики вдруг стали не только бесплатными, но их суют нам со всех сторон чьи-то невидимые руки. Всё для вас, всё даром! Без сомнения, в такой ситуации многие стали бы наркозависимыми. Именно так складывается ситуация с новостями сейчас. Пороговый показатель для возникновения новостной зависимости не низкий и даже не нулевой — он отрицательный.
Тренд № 4: новости все больше расходятся с правдой
Алгоритмы уже знают не только о ваших отличительных чертах в той или иной сфере. Они становятся все более изобретательными. Нынешние программы уже способны с помощью искусственного интеллекта изобретать тексты, картинки и видео без участия человека. Совсем скоро, через несколько лет, искусственно созданные новости будет невозможно отличить от настоящих. Они станут выглядеть более привлекательно, чем настоящие и правдивые. Логично — потому что они будут делаться исключительно с одной целью: похитить все ваше внимание.
Вероятно, вы спросите: кому интересно распространять фейковые новости? Да очень просто: любой организации, которая намерена как можно дольше удерживать в своих лапах ваше внимание, чтобы скармливать вам рекламу и выкачивать ваши данные. А кроме них, это понадобится любой организации, жаждущей манипулировать вашими взглядами, в первую очередь политическими.
Фейковые новости существовали всегда — вспомним листовки в конце Средневековья и пропаганду при любых войнах. Важнейшее отличие состоит вот в чем: заниматься мошенничеством в производстве новостей будут уже не люди.
Если раньше за этим обманом стоял конкретный живой человек, которому так или иначе приходилось преодолевать некие моральные принципы и бороться с угрызениями совести, то вскоре его место займут компьютерные программы. А у них нет морали.
Подготовлено по книге «Без новостей».
Фото: источник.